БЛОГ

Реалии и перспективы налогообложения прибыли в Украине

Реалии и перспективы налогообложения прибыли в Украине

14.08.2015
Источник:  Лига.Блог
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

Национальный банк, невзирая на свою жесткую позицию в части вывода капитала за пределы Украины, все-таки пошел навстречу украинцам, которые размещают валюту на счетах в зарубежных банках. И с 28 июля вступило в силу постановление НБУ №479, которое призвано усовершенствовать порядок выдачи лицензий физлицам-резидентам на размещение валютных ценностей.

Звучит обнадеживающе, поскольку любой украинец, который сталкивался с получением подобной лицензии (в том числе на инвестирование за рубеж), знает, насколько это сложный процесс. По идее, принятые изменения должны поспособствовать его упрощению.

Так, отныне физическое лицо резидент, открывшее банковский счет будучи за рубежом, и разместившее на нем валюту, может действовать без лицензии. Частично. Однако по возвращению в Украину лицензию оформить все же придется в термин от 2 до 24 месяцев. Срок такого «безлицензионного» статуса зависит от того, сколько длилось его пребывание за границей. Похожее требование коснулось и тех, кто сменил статус нерезидента на резидента: им отводится на получение лицензии 2 года с момента смены резидентства. Еще одно важное нововведение заключается в том, что теперь срок действия лицензии для физлиц на валютные операции будет достигать 3-х лет вместо 1-го года.

Нацбанк, конечно, оптимистично рассчитывает на то, что его шаги навстречу владельцам счетов в иностранных банках поспособствуют репатриации капитала в Украину. Тем не менее, сколь трезво НБУ оценивает желание инвесторов хранить деньги в пределах нашей страны – вопрос очень спорный. Прежде всего, не нужно забывать, что на сегодня в Украине, конечно, присутствуют активы для инвестирования, но пока практически полностью отсутствуют законодательные инструменты, которые позволят сохранить капитал, защитить его от инфляции и девальвации, а также рейдерства. Кроме того, нестабильность обменного курса вместе с широкомасштабной борьбой Нацбанка, направленной на снижение степени долларизации украинской экономики, только усиливает недоверие к отечественному финансовому сектору.

Однако, даже не это главное. Одно из ключевых препятствий на пути получения валютной лицензии заключается в устаревшей законодательной базе, которая формировалась еще в начале 2000-х годов. И она совершенно не учитывает сегодняшние реалии. Особенно в части инвестирования за пределы Украины.

Плюс ко всему, у Национального банка, вопреки заявленной либерализации, существуют широкие возможности по отказу в выдаче лицензий без явных на то причин. Например, если заявитель не смог обосновать потребность в размещении валютных ценностей за пределами Украины. При этом ни в одном нормативно-правовом акте нет четкой формулировки, что является обоснованной, а что – необоснованной причиной.

Кроме того, даже оговоренный срок в 25 дней, в течение которого НБУ должен выдать лицензию, либо, напротив, отказать, почти никогда не соблюдается. Нацбанк, оставляя за собой право уточнять обстоятельства, связанные с оформлением лицензии, а также требовать практически бесчисленный перечень документов (ссылаясь, например, на запросы со стороны финмониторинга или правоохранительных органов), фактически может затягивать процедуру на сколь угодно долгое время.

Заявитель же оказывается в патовой ситуации: не получая со стороны НБУ мотивированный отказ, он все равно не может произвести запланированную сделку или операцию. И деньги, даже находясь на зарубежном счету, так или иначе, оказываются там «заморожены».

Впрочем, даже те небольшие послабления, которые сделал НБУ, дают надежду на то, что со временем условия выдачи лицензий будут упрощены еще более значительно. Причем, речь идет, прежде всего, о систематизации условий оформления, причин для отказа, а также четкого соблюдения сроков всех необходимых процедур. Помимо этого, Нацбанку следует все-таки регламентировать список документов, запрашиваемый у заявителя, и наладить координацию своих действий вместе с правоохранительными и прочими контролирующими органами, вовлеченными в процесс анализа документов. Чтобы они не «тормозили» процедуры.

Но, что самое важное, все-таки целесообразно ввести некий минимальный порог, ниже которого лицензия не требуется, либо выдается по некоей упрощенной процедуре. Ведь одно дело, вложение в размере 10 тыс евро, и совсем другое – вывод за пределы Украины сумм в разы или десятки раз больше. Хотя нет сомнений, что параллельно должна возрасти ответственность за нарушение валютного законодательства. Это будет стимулировать как инвесторов, так и НБУ выстраивать прозрачные взаимоотношения.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию