БЛОГ

Расплата по счетам

Расплата по счетам

05.03.2014
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Финансы и банковский сектор

Финансы и активы находящегося в розыске Виктора Януковича не дают покоя общественности — в нынешней ситуации они могли бы весомо помочь стране. Общая сумма неизвестна, в украинских СМИ фигурируют $5 млрд. совокупного объема зарубежных активов бывшего президента. А экс-советник правительства Украины Андерс Аслунд в статье для газеты The Financial Times уверяет, что состояние семьи Януковича составляет $12 млрд. Сам Янукович заявляет, что у него никогда не было собственности и счетов за рубежом. «У меня все что было, все было задекларировано. И все было на моих счетах», — сказал он на пресс-конференции в Ростове-на-Дону.

Европейский парламент призвал страны ЕС обеспечить возврат в Украину активов, выведенных окружением и семьей Виктора Януковича. Об этом идет речь в новой резолюции Европарламента по Украине, принятой 27 февраля.

Организация по борьбе с финансовыми преступлениями министерства финансов США уже порекомендовала финансовым институтам внимательно контролировать движение средств на счетах Януковича и других высокопоставленных лиц Украины, ушедших в отставку или уехавших из страны.А Евросоюз и Канада ввели санкции: в таких случаях предполагается общий запрет операций с собственностью, бенефициаром которой является объект санкций, запрет финансовых операций с участием или в пользу такого лица и т.п.

Как сообщает информагентство «Укринформ» со ссылкой на швейцарский орган по контролю финансового рынка FINMA, Швейцария заморозила банковские счета Виктора Януковича и еще 19 человек из его окружения, в том числе сына Александра и бывших чиновников: премьера Николая Азарова, первого вице-премьера Сергея Арбузова, вице-премьера Бориса Колесникова, министра внутренних дел Виталия Захарченко, министра финансов Юрия Колобова, экс-главы президентской администрации Андрея Клюева и его брата Сергея и др. В список также попали председатель фракции Партии регионов в парламенте Александр Ефремов, нардеп от ПР Юрий Иванющенко, председатель ХОГА Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес, экс-глава ГПУ Виктор Пшонка. Распоряжение вступило в силу 28 февраля и будет действовать до 27 февраля 2017 года.

В подобных случаях большое значение имеет резонанс и политическое влияние. В свое время Госказначейство США всего за 72 часа отыскало около $30 млрд. ливийского диктатора Муаммара Каддафи. В этом им помогли высокопоставленные лица из крупных банков, в том числе — банка-держателя основных ливийских средств. Что ободряет желающих «вернуть на родину» деньги: можно говорить о наличии эффективных инструментов проверки легальности этих средств. Так, председатель организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин обращает внимание на то, что если операции проводятся с Западом, отечественный бизнес вынужден обращаться для покупки валюты в европейские или американские банки. А тех законодательство обязывает интересоваться легальностью средств, поступающих от клиентов.

Но обнаружить деньги бывшего президента — это одно, а вернуть их — совсем другое. Киеву придется доказать западным банкам, что эти деньги были получены нечестным путем и представить программы, на что они будут направлены. Иногда это занимает годы.

Проверить и отследить

«Банки очень тщательно проверяют легитимность полученных средств. Общая тенденция деофшоризации, противодействия уклонению от уплаты налогов непосредственно затрагивает и банковский сектор. Особенно зарубежные банки. В рамках программы Know Your Customer (KYC) (знай своего клиента) банки обязаны идентифицировать и проверить каждого клиента, установить личность настоящего выгодополучателя и проверить источник его доходов. KYC — это усиленная процедура due diligence.В банках существуют целые отделы, основная задача которых — детальная проверка клиента. Особенно такого, который имеет отношение к политике. Банковские формы содержат особый раздел с вопросами для politically exposed persons. И процедура открытия счета также несколько отличается: основная задача — доказать, что активы, размещенные в банке, имеют происхождение от бизнес-деятельности», — комментирует директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова.

Что касается раскрытия информации о счетах, то вопрос на сегодня крайне актуален и имеет глубокие корни. Вспомнить только громкий скандал в связи с продажей бывшим сотрудником крупнейшего лихтештейнского банка LGT информации о клиентах банка немецкому правительству. Не менее значима длительная борьба швейцарского UBS с американскими налоговыми органами, ведь впервые за историю существования швейцарской банковской тайны банк раскрыл информацию по ряду клиентов (обвиняемых в налоговом мошенничестве) и даже выплатил США существенный штраф.

Пока же наблюдается ужесточение условий для открытия счетов и увеличения банковских затрат на разработку новых систем борьбы с отмыванием денег. Например, один из крупнейших банков мира — HSBC — после рекордного штрафа в $1,9 млрд. после обвинения в отмывании денег в 2012 году выделил около $700 млн. на внедрение системы распознавания активов, полученных преступным путем. Но при этом однозначно говорить о возможности раскрытия финучреждениями информации о клиенте нельзя. Ведь помимо весомого доказательства необходимости предоставления информации, существует ряд «ограничителей». Например, при открытии счета на траст или фонд, когда усложнена возможность идентификации бенефициара.

Для того чтобы банк заморозил счет клиента, который на родине обвиняется в хищении крупных средств, как правило, он должен получить соответствующее постановление отечественного суда. Тот, в свою очередь, действует на основании запроса компетентных органов этой страны.

Сложности получения

Определенные денежные средства получить со счетов европейских банков возможно, но только те, нелегальный способ получения которых удастся доказать. И в любом случае на возвращение этих средств может уйти немало времени. Как показывает практика, европейские банки не отказывались замораживать счета различных диктаторов, которых изгнали из возглавляемых ими стран за воровство средств и другие прегрешения. Однако отдавать эти средства данным государствам не спешили. В конце прошлого года Швейцария заявила, что три года активно сотрудничала с египетскими и тунисскими властями, чтобы доказать нелегальное происхождение средств на замороженных счетах бывших президентов этих государств. Однако из-за того, что в обеих странах «продолжают происходить политические сдвиги», швейцарское правительство продлило срок блокирования активов Хосни Мубарака (Египет) и Зина эль-Абидина Бен Али (Тунис) еще на три года.

Новым правительствам некоторых государств, в которых были свержены диктаторы, вернуть наворованные теми деньги мешало обязательное условие судить их и убедительно доказать факты незаконного обогащения. К примеру, в начале 2000-х уголовное дело против экс-диктатора Индонезии Мухаммеда Сухарто закрыли из-за того, что врачи признали его недееспособным. В 2007 году прокуратура Индонезии вновь попыталась возбудить против него уголовное дело, но из-за состояния его здоровья прекратила. В 2008-м Сухарто скончался, и Индонезия не смогла вернуть бесследно исчезнувшие из государственных благотворительных фондов более$400 млн. А вообще, по версии международной организации Transparency International, за годы своего правления Сухарто присвоил из государственной казны не менее $15 млрд. Несколько миллиардов он отдал на хранение в австрийский банк.

Но даже признание вины автоматически счета не размораживает. Специалисты отмечали, что для получения денег диктатора Фердинанда Маркоса Швейцария потребовала от властей Филиппин инвестиционный план, куда эти средства пойдут. Полностью удовлетворить пожелания банкиров удалось только спустя пять лет, а между смертью Маркоса и возвращением на родину денег со швейцарских счетов прошло 14 лет. Тем не менее в 2003 году филиппинскому правительству вернули около$700 млн. И это не единственный пример возвращения незаконно присвоенных главами государств средств из иностранных банков. Скажем, в 2008 году Швейцария после 13-летнего расследования решила вернуть Мексике $74 млн., принадлежавших Раулю Салинасу, брату мексиканского президента, который управлял страной с 1988-го по 1994 год.

Более того, в 2011 году в Швейцарии был принят так называемый закон Дювалье, который этот процесс должен облегчить. Теперь от страны, желающей вернуть украденные средства, не требуют возбуждения уголовного дела против бывшего диктатора. Достаточно попросить об этом и доказать, что, получая на своем посту только законную зарплату, честным путем глава государства лежащих на его счету миллионов заработать не мог. В свою очередь владелец счета обязан доказать, что заработал деньги честно. Но средства могут вернуть лишь тем странам, где процветает коррупция, что, по мнению специалистов, определить нелегко и чревато оспариванием в суде.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию