БЛОГ

Проект Закона "О денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром"

Проект Закона "О денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения между  Украиной и Кипром"

Проект Закона "О денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром"

12.12.2014
Автор: Наталья Ульянова Категория: Налоги и государство

Проект Закона "О денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром" подразумевает одностороннюю отмену (денонсацию) двух международных договоров Украины:

"Конвенции между правительством Украины и правительством Кипра об избежании двойного налогообложения и избежание двойного налогообложения и противодействия налоговым уклонениям касательно налогов на доходы" и аналогичной конвенции между правительством СССР и Кипром.
В целом стоит отметить следующие:
Конвенция СССР-Кипр утратила свое действие в 2012 году (для Кипра) и в 2013 (для Украины) - денонсировать международный договор, который не имеет юридической силы - это явный популизм и пиар.
Что касается денонсации действующей конвенции то дела обстоят схожим образом:
Законопроект предполагает денонсацию с 1 июля и проведение переговоров с правительством Кипра до этой даты с целью подписания нового соглашения, в котором применялись бы нормы аналогичные часто используемым в соглашениях с другими странами. Кроме того, в
пояснительной записке к законопроекту указано, что действующая конвенция дает необоснованные льготы для вывода капитала из Украины и отмена конвенции приведет к увеличению поступлений в бюджет. С данными доводами невозможно согласиться:
Во-первых соглашение между Украиной и Кипром практически полностью копирует соответствующую модельную конвенцию ОЭСР. То есть соглашение Украина - Кипр - стандартное и его положения полностью соответствуют аналогичным соглашениям. Так, ставка налога на репатриацию дивидендов - 5% применяется в большинстве соглашений Украины (и не только), при этом требования квалификации для применения данной ставки так же
являются близкими к стандартным. Тоже самое можно в равной степени сказать и о репатриации роялти - ставка 5% для торговых марок применяется практически во всем мире.

Единственной льготной особенностью данного соглашения является низкая ставка налога на репатриацию процентов по займам - 2%. При этом такая же ставка присутствует и в других соглашениях Украины - 2% удерживаются при выплате процентов в Австрию, Бельгию, Германию, Голландию, Францию. Особенностью соглашения с Кипром является отсутствие квалифицирующих требований для удержания именно 2% - такая ставка применяется во всех случаях. В то время как, что б выплачивать всего 2% при выплате процентов в Австрию, Кредитор в своем обязательстве должен быть финансовым учреждением в ином случае будет применяться ставка в целых 5 (!)%. При этом стран соглашения с которыми подразумевают ставку в 5% для репатриации процентов достаточное количество и это, в основном, такие же низконалоговые
юрисдикции, как и Кипр.

Таким образом увеличения налоговых ставок (путем ликвидации чуть более льготных) не приведет к остановке оттока капитала - скорее наоборот создаст панику, что только простимулирует отток капитала через другие юрисдикции с более распространенными ставками.
При этом стоит поразиться окольным путям законодателя - для реальной остановки оттока капитала существует более жесткие и эффективные механизмы, чем денонсация СоИДН - например положения налогового кодекса регулирующие порядок включения процентных выплат в состав расходов при их выплате нерезиденту, или граничные ставки по внешним заимствованиям резидентов. Данные институты влияют на отток капитала напрямую и, откровенно, могут сделать его невозможным, против денонсации 1 СоИДН, которая сделает отток чуть более затратным.

В общем, денонсацию соглашения с Кипром не принесет ожидаемых законодателями поступлений в казну, не остановит отток капитала из Украины и даже существенно не повлияет на налоговую
оптимизацию.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию