БЛОГ

Правила работы корпоративного налога

Правила работы корпоративного налога

Правила работы корпоративного налога

10.10.2017
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

Перевод статьи написанной экспертами ICF для Global Legal Insights в рамках издания Corporat Tax 2017. Статья была опубликована в мае 2017

Типы работы корпоративного налога

Украина сегодня стремится к прозрачности и единообразию налогообложения корпораций, чему свидетельствует ряд инициатив, которые популяризируются и пользуются поддержкой украинских представителей власти. Налоговый Кодекс Украины (НКУ) с поправками, утвержденный Президентом Украины в декабре 2016 года, внес определенные принципиальные изменения.

Крупные сделки и темы

  • Операции с нерезидентами. Операции с нерезидентами претерпели изменения в кодексе с поправками. В случае начисления процента на займы соответствующим сторонам-нерезидентам, финансовый результат до оплаты налогов повышается на величину процента превышающую 50% заработков до начисления процентов, налогов, износа и амортизационных начислений на займы, ссуды и другую задолженность (если такая задолженность в 3.5 раза выше чем капитал), подлежащие оплате таким нерезидентам. Ранее, вышеуказанная корректировка могла быть осуществлена в отношении общей задолженности, независимо от того, подлежала ли она выплате нерезидентам. Если нерезидентам из списка территорий с низким налогообложением, определенного Кабинетом Министров Украины, осуществляется выплата роялти, финансовый результат до оплаты налогов возрастает на величину избытка суммы расходов на начисление роялти свыше суммы дохода от роялти, возросшего до 4% от чистой суммы продаж продуктов (товаров и услуг) за предыдущий финансовый год, за исключением контролируемых операций. Ранее, корректировка налога могла быть осуществлена в отношении всей суммы расходов на начисление роялти в сравнении с текущей корректировкой избытка расходов.
  • Трансфертное ценообразование. Требования трансфертного ценообразования также претерпели значительные изменения. Ценностные критерии для признания операций контролируемыми были увеличены следующим образом: годовой доход — до 150 миллионов гривен; сумма сделок с одним контрагентом — до 10 миллионов гривен. Список контролируемых операций в целях трансфертного ценообразования был расширен, были добавлены следующие операции: внешнеэкономические операции по продаже и покупке товаров/услуг через комиссионеров-нерезидентов; операции с нерезидентами, которые не платят корпоративный налог на прибыль и/или которые не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Список таких организационно-правовых форм нерезидентов будет утвержден Кабинетом Министров Украины (КМУ), и ожидается, что в него будут включены партнерства. Были также введены новые штрафные санкции за несоблюдение требований трансфертного ценообразования, измененные критерии сопоставимости операций, а также составление так называемого «оффшорного» списка КМУ (например, список государств, в которых операции с нерезидентами, зарегистрированными/проживающими в них, считаются контролируемыми).
  • Контролируемые иностранные компании. В 2017 году также предусмотрены новые изменения касательно введения определений контролируемых иностранных компаний и конечных контролирующих лиц. Аспекты налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний также будут регулироваться. Например, будут изменения в расчете прибыли, фискальных проверках и условиях освобождения контролируемых иностранных компаний от оплаты налогов. Соответствующий Проект Закона № 4636 был зарегистрирован в Парламенте в мае 2016 года.
  • 14-го марта 2017 года Министерство Финансов Украины объявило о начале работы по внедрению налога на выведенный (распределенный) капитал. Ожидается, что налог будет введен начиная с 1-го января 2018 года. Предлагается облагать налогом только те средства, которые выведены из бизнеса, в частности, выплата дивидендов при ставке в 15%, и т. д. В свою очередь, деньги, которые будут реинвестированы в бизнес, а также доходы, которые остаются в обороте предприятий, не будут подлежать корпоративному налогообложению. Вышеуказанная мера направлена на то, чтобы стать мощным экономическим стимулом и способствовать развитию бизнеса благодаря невыведению доходов и преемственности предпринимательской деятельности.

Крупные сделки и ключевые моменты, иллюстрирующие аспекты корпоративного налога

Текущие корпоративные тенденции проявляются ростом слияний и поглощений в банковском секторе в связи с эффектом регуляторной политики НБУ на банковскую сферу. Наблюдалось резкое падение инвестиций в сельскохозяйственный комплекс. Также наблюдается рост сделок по недвижимости, при этом стоимость сделок снижается, и едва обозначилась возможность отмены запрета на продажу земли в Украине в последующие годы.

Кроме того, заслуживает внимания самая крупная сделка в истории национализации украинских банков — группа ПриватБанк была национализирована в целях рекапитализации и предотвращения невыполнения обязательств по неликвидным активам и обязательствам. Кабинет Министров взял на себя контроль над банком и для управления банком было назначено новое правление.

Ключевые факторы, оказывающие влияние на корпоративное налоговое законодательство и практику

В 2016 году украинские законодатели направили свое внимание на мировую тенденцию ограничения оффшорных операций; впрочем, были и другие значимые события, которые повлияли или окажут воздействие на украинский бизнес в целом.

Корпоративные нововведения

В декабре 2016 года в первом чтении была принята новая версия Закона «Об общества с ограниченной и дополнительной ответственностью». Этот Закон предназначен для снижения возможностей незаконного захвата, а также для того чтобы сделать механизмы корпоративного управления более прозрачными, регулирующими и точными, таким образом предотвращая перемещение капитала за рубеж по причине пробелов в национальном законодательстве. Новый законодательный акт вводит акционерное соглашение: корпоративный инструмент, который все еще является редкостью и не регулируется в Украине. Среди других нововведений: регулирование крупных сделок и сделок в отношении которых есть заинтересованность; новый подход в отношении исключения членов, если инициируется членами, которые владеют 10%+ избирательных прав; и возможность конверсии долга в капитал.

Финансовые и банковские нововведения

В целях противостояния оффшорным сделкам, отмыванию денег и финансированию терроризма, Национальный Банк Украины (НБУ) издал Приказ № 369 от 15 августа 2016 года. Приказ обуславливает правила мониторинга и контроля документов (информации) по финансовым операциям и их участникам. В частности, он предписывает банкам определить являются ли такие операции высоким риском, обладают ли они экономическим риском и смыслом с деловой точки зрения, соответствуют ли они деятельности контрагентов, и т. д., таким образом решая, могут ли они быть осуществлены. Он устанавливает критерии оценки операций исходя из контрагентов, юрисдикции и суммы сделки.

Для того чтобы регулировать валютные и кредитные рынки, НБУ издало Приказ № 410 от 13 декабря 2016 года, устанавливая ограничения на валютные операции. Ограничения содержат запреты на операции, осуществленные по индивидуальным лицензиям НБУ (с некоторыми исключениями), запрет на репатриацию дивидендов международным инвесторам и на операции с иностранной валютой в сделках с ценными бумагами с украинскими эмитентами. Однако, сфера действия этого ограничения исключает дивиденды в рамках корпоративных прав и акций за 2014-2015 годы; запрет касательно их репатриации был исключен в июне 2016 года.

В целях дальнейшего способствования анти-оффшорной правительственной политики, НБУ издало Письмо №25-0008/10883 от 10 февраля 2017 года с рекомендациями по толкованию термина «конечный бенефициарный владелец (контролер)» и его применения в отношении финансово-юридической экспертизы, которая должна проводится банками. Кроме того, в Письме содержатся определение термина «номинальный владелец (держатель)» и критерии для идентификации лица в такой должности.

24 февраля 2017 года НБУ изъял требование в отношении физических лиц по приобретению индивидуальных лицензий на размещение доходов на банковские счета, открытые за рубежом, если размещаемые доходы были получены из иностранных источников. Вышеизложенное касается широкого ряда доходов: заработные платы; гранты, алименты, дивиденды, и т. д. Кроме того, теперь физические лица имеют право инвестировать за рубеж без индивидуальных лицензий НБУ, но только используя средства, полученные за пределами Украины. Например, они смогут осуществлять инвестиции с иностранных счетов, реинвестировать средства за пределами Украины, вести торговлю финансовыми инструментами на иностранных биржах, и т. д. Эта реформа будет способствовать либерализации и снижению государственного контроля над финансовыми операциями физических лиц.

Фискальные нововведения

Налоговым Кодексом Украины в новой редакции была ликвидирована фискальная полиция, которая в 2017 году будет заменена финансовой полицией, обладающей аналитическими функциями вместо обязательных, что, как ожидается, приведет к общему возрастанию доверия к государственным органам власти со стороны украинских налогоплательщиков.

Изменения в результате/обусловленные международными событиями

В 2016 году украинские органы власти реализовали ряд планов в сфере международного налогообложения и противодействия отмыванию денег в целях борьбы с выведением прибыли и уклонения от оплаты налогов. Прошлый год был отмечен значимыми событиями, связанными с борьбой со злоупотреблением оффшорными организациями.

После событий, связанных с так называемыми «Панамскими документами», 28 апреля 2016 года Президент Украины Петр Порошенко издал указ № 180/2016 о мерах против снижения налоговой базы и переноса прибыли. Этот Указ обуславливает создание рабочей группы по вопросам снижения налоговой базы и переноса прибыли (BEPS), возглавляемой Ниной Южаниной (которая также является главой Парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики), а также присоединение к Единому стандарту отчетности ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией, и изменения в законе о трансфертном ценообразовании, контролируемые иностранные компании и либерализацию валютного регулирования.

Присоединение Украины к списку стран, которые обязались реализовать меры BEPS, представляет собой одну из наиболее сложных задач для специалистов по налоговому праву и владельцев бизнеса. Даже несмотря на то, что правительство приняло решение реализовать только четыре меры из пятнадцати — Мера 5 «Неблагоприятные налоговые практики», Мера 6 «Злоупотребление соглашением», Мера 13 «Документация по трансфертному ценообразованию» и Мера 14 «Разрешение споров» — стоимость выполнения нового обязательства еще должна оправдать свою экономическую эффективность и полезность в улучшении инвестиционного климата в Украине. Например, Мера 5 противодействовала многим льготным налоговым режимам в Европейском Союзе, но может оказаться бесполезной в Украине в связи с недостатком какой-либо инициативы по привлечению инвесторов-нерезидентов без обязательства учреждения функционирующих предприятий в Украине. Мера 6 может оказаться наиболее экономически эффективной, поскольку она предусматривает введение принципа ограничения льгот и применение правила проверки основной цели. Необходимость соблюдения новых правил будет играть ключевую роль для специалистов по налоговому праву, поскольку именно они будут предоставлять консультации по корпоративной реорганизации, соответствию банковским и финансовым требованиям, и даже по политической сфере охвата новых принципов и положений.

НБУ представил Концепцию нового валютного регулирования. Эта Концепция предусматривает реализацию принципов BEPS. По мнению НБУ, реализация основных мер BEPS позволит перейти от разрешительной или лицензионной системы валютного контроля к уведомительным процедурам при осуществлении валютных операций.

Подписание межправительственного соглашения с Соединенными Штатами о соблюдении Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA), которое состоялось 7 февраля 2017 года, стало важным шагом для украинского правительства в борьбе неблагоприятными налоговыми практиками. Это соглашение обуславливает применение положений, что означает, что украинские финансовые учреждения обязаны в автоматическом режиме предоставлять налоговую информацию об американских гражданах (в частности, об их активах и личностях) Министерству Финансов США. Следовательно, от украинских юристов и налоговых консультантов будет требоваться уделять больше внимания при работе с клиентами, обладающими паспортами США.

Таким образом, 2016-2017 годы ознаменовались нововведениями в налоговой, корпоративной и законодательной сферах, способствующих большей предсказуемости и прозрачности в корпоративных вопросах, обеспечивая большее соответствие украинского законодательства глобальным тенденциям.

Налоговый климат в Украине

1 января 2016 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Соглашение предусматривает постепенное образование зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в течение 10 лет.

В рамках налоговой реформы 2016 года, для плательщиков корпоративного налога на прибыль были установлены так называемые «налоговые каникулы» до января 2021 года: будет применяться нулевая ставка, если их годовой доход не будет превышать 3 миллионов гривен, а размер ежемесячной заработной платы сотрудников, которые состоят с таким налогоплательщиком в трудовых отношениях, будет не меньше двух минимальных заработных плат (6400 гривен). Кроме того, эти налогоплательщики должны соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Образованные в соответствии с законом после 1 января 2017 года.
  2. Ведущие свою деятельность, задекларированный годовой доход которых не превышал 3 миллионов гривен за каждый год из трех прошедших последовательных лет, и среднее количество сотрудников в течение этого периода времени составляло от 5 до 20 человек.
  3. Зарегистрированные как плательщики единого налога до 1 января 2017 года, объем дохода которых за последний календарный год не превысил 3 миллионов гривен, а среднее количество сотрудников составляло от 5 до 50 человек.

22 февраля 2017 года Парламент ратифицировал соглашение между Правительством Украины и ЕС об участии Украины в программе «Конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса (2014-2020)» (COSME). Программа COSME позволяет украинским компаниям принимать участие в семинарах, тренингах, получать профессиональные консультации и выходить на рынки ЕС.

Нововведения, оказывающие воздействие на привлекательность Украины для холдинговых компаний

В 2016 году в украинском корпоративном законодательстве произошел ряд существенных изменений. Основными нововведениями стали:

  1. Усиление уровня защиты миноритарных акционеров: (а) введение должности независимого директора, уполномоченного защищать миноритарных акционеров, и (б) введение производных исков о возмещении убытков, возникших в результате ненадлежащих действий руководства и должностных лиц АО, которые могут быть поданы миноритарными акционерами, владеющими 10%+ акций в доле АО;
  2. Содействие процедуре распределения дивидендов в АО; требование выплатить дивиденды через депозитарную систему было устранено, порядок распределения будет определяться Общим собранием.

Вышеуказанные изменения призваны повысить общую привлекательность украинского корпоративного сектора, и были приняты в рамках пакета мер по способствованию защите прав инвесторов в Украине.

Начиная с 2016 года вступило в силу новое правило расчета финансовых результатов для холдинговых компаний. Финансовый результат до налогообложения уменьшается на:

  • Сумму дохода от участия в капитале других плательщиков корпоративного налога на прибыль;
  • Сумму дохода от участия в капитале плательщиков единого налога четвертой группы (например, фермеры); и
  • Сумму начисленных дивидендов, подлежащих оплате от других налогоплательщиков, которые платят авансовые взносы из налога на прибыль при выплате дивидендов.

Несмотря на прогресс в реформировании корпоративного и налогового законодательства в 2016-2017 годах, Украина остается едва ли привлекательной для иностранных инвесторов. На данный момент не существует какого-либо особого режима налогообложения для холдинговых компаний, учрежденных в Украине. В положениях Налогового Кодекса Украины не предусмотрены четкие правила об освобождении доходов долевого участия от налогообложения, таким образом оставляя открытым вопрос о том, подлежат ли налогообложению дивиденды, полученные из-за рубежа. Требование для резидентов Украины получать специальные лицензии для осуществления инвестиций за рубеж (например, для покупки корпоративных прав в иностранных предприятиях) является еще одним препятствием для холдингов, основанных в Украине.

Таким образом, Украина все еще не может считаться привлекательной юрисдикцией для учреждения холдингов. Большинство национальных промышленных групп предпочитает регистрировать холдинговые компании на Кипре, в Голландии, Дании, Сингапуре и Ирландии.

Ориентированность на промышленный сектор

Нововведения в законодательство в 2016-2017 годах было в основном направлены на сельскохозяйственный комплекс. Ключевым изменением стала отмена специального режима НДС и внедрение автоматической системы субсидий. Следовательно, сельскохозяйственная промышленность будет подлежать оплате обычного НДС с правом дальнейшего возмещения. Эта поправка нацелена на снижение уровня коррупции, уравнивая всех заявителей на субсидирование НДС, а также на предотвращение так называемого «НДС-скручивания» — подделка наименований товаров для того чтобы избежать обязательств по оплате НДС. Однако, это связано с административными барьерами, и может привести к нехватке государственных субсидий для сельскохозяйственной отрасли и со стороны правительства.

Парламент издал постановление о выделении средств из ежегодного государственного бюджета в период 2017-2021 годов в качестве субсидий для сельскохозяйственного комплекса в размере как минимум 1% от объема выпускаемой продукции в сельском хозяйстве (ВВП). В государственном бюджете Украины на 2017 год предусмотрено предоставление сельскохозяйственным предприятиям 4 миллиардов гривен на ежемесячной основе, пропорционально выплаченному НДС, с учетом стоимости сельскохозяйственной продукции, проданной такими предприятиями. Начиная с 1 января 2018 года, распределение бюджетных субсидий не будет превышать 150 миллионов гривен в год на одно сельскохозяйственное и связанные с ним предприятия. Распределение субсидий будет осуществляться Казначейством на основании данных Государственного реестра получателей субсидий, который ведется Налоговой Службой.

Были внесены значимые изменения касательно акцизного сбора на алкоголь, сигареты и топливные материалы. В начале 2017 года акцизный сбор на этиловый спирт возрастет на 20% (126.96 гривен за 1 литр), на вина — на 12% (8.02 гривен за 1 литр), на табачные изделия — на 40% (445.6 гривен за тысячу сигарет; ad valorem остается такой же). Ставка акцизного сбора на бензин возрастет на 24.5% (213.5 евро за 1000 литров), а на сжиженный газ — на 67.8% (52 евро на 1000 литров). Фиксированная ставка акцизного сбора на дизельное топливо установлена в размере 139.5 евро за 1000 литров (ранее она колебалась от 95 евро до 125.5 евро, в зависимости от качества продукта). Ожидается, что вышеуказанные изменения приведут к общему росту цен на указанные продукты. Эти новые акцизные налоги могут привести к образованию теневого рынка и общего ухудшения качества продукта. Дизельное топливо является примером того, как более высокие стандарты станут экономически и, потенциально, экологически невыгодными.

Регулирование внешнеэкономических операций и экспорта также претерпели изменения: в ноябре 2016 года Парламент постановил устранить административные барьеры, влияющие на предоставление услуг украинскими поставщиками нерезидентам. Стоит отметить, что новое законодательство существенно облегчило операции между украинскими специалистами в сфере информационных технологий и их зарубежными клиентами. Ниже представлены основные изменения:

  1. Устранение требования перечислять прибыль в иностранной валюте на валютные счета экспортеров услуг (за исключением страховых и транспортных услуг), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав в течение 180 дней после их предоставления;
  2. Упразднение обязательного заключения внешнеэкономического контракта в письменной форме и возможность заключить его в электронной форме принятием публичной оферты, электронного обмена сообщениями или счетом-фактурой;
  3. Запрет для банков требовать перевод документов с английского языка на украинский язык; и
  4. Признание счета-фактуры первичным документом, который должен упрощать процедуры бухгалтерского учета и финансовой отчетности; счет-фактура может быть подписан лично или цифровой подписью.

Таким образом, 2016 год был годом интенсивных преобразований в отраслях, наиболее значимые их которых затронули сельскохозяйственный комплекс, акцизные сборы и экспорт (в первую очередь, информационных технологий).

Следующий год

Ожидается, что 2017 год будет отмечен уменьшением малого бизнеса. В результате изменений требований по оплате единого социального взноса (ЕСВ), начиная с 1 января 2017 года все частные предприниматели обязаны его оплачивать, независимо от того, получают ли они доходы. Как следствие, уже закрылось 330000 частных предпринимателей и ожидается, что эта тенденция сохранится в течение 2017 года. Это явление усилилось еще и тем, что минимальная заработная плата вросла от 1600 гривен до 3200 гривен, что является обременительным для малого бизнеса.

В контексте анти-оффшорных усилий, Украина скорее всего присоединится к Единому стандарту отчетности по автоматическому обмену финансовой информацией, примет правила в отношении контролируемых иностранных компаний, а также усилит реализацию четырех минимальных стандартов Плана BEPS.

Мы предполагаем, что налоговое и корпоративное законодательства будут переменчивыми, а новые правила в целях привлечения иностранных инвесторов и пополнения государственного бюджета, а также традиционная налоговая реформа, состоятся в конце 2017 года, что обычно обусловлено принятием государственного бюджета на следующий год.


Авторы:

Наталья Ульянова

Екатерина Грабовик

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию