БЛОГ

Офшорная кампания

Офшорная кампания

25.03.2014
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Структурирование иностранного бизнеса

На сегодня практика реструктуризации бизнеса с помощью компаний , зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, получила широкое распространение. По мнению государственных органов, она является одним из наиболее заметных факторов, влияющих на уменьшение доходной части государственного бюджета. Поэтому вполне закономерно, что государственные власти и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прилагают значительные усилия для реализации политики так называемой деофшоризации, направленной на пресечение или значительное ограничение возможности уклонения от уплаты налогов.За последние годы на Украине был сделан ряд серьезных шагов в направлении противодействия использованию низконалоговых юрисдикций для целей оптимизации налогообложения. Каким бы ни был исход политического кризиса в стране, практически нет сомнений, что эта политика будет продолжена, поскольку задача ликвидации бюджетного дефицита будет стоять на повестке дня любой власти.Поэтому приходится учитывать меняющееся законодательное регулирование и пересматривать многие устоявшиеся подходы в международном налоговом планировании.

Закрытие налоговых гаваней

Некоторые классические офшорные зоны, например Британские Виргинские острова, попрежнему остаются привлекательными для бизнеса и частных лиц по целому ряду причин:

  • несложные процедуры и умеренная стоимость открытия компаний и их функционирования;
  • отсутствие обмена информации с украинскими государственными властями;
  • высокая степень конфиденциальности;
  • возможность использования трастов для целей защиты активов и др.

На Украине Перечень офшорных зон определен распоряжением Кабинета Министров Украины № 143р от 23 февраля 2011 года (Перечень офшоров). Наличие страны в Перечне офшоров налагает ряд ограничений в плане их использования. Так, поскольку с такими странами практически не подписаны международные договоры об избежании двойного налогообложения, денежные средства, выводимые прямо в офшор в виде пассивных доходов (дивидендов, роялти или процентов), будут облагаться на Украине налогом на репатриацию по ставке 15 % в соответствии с подпунктами «а» — «в» пункта 160.1 статьи 160 Налогового кодекса (НК) Украины. Также к составу затрат могут быть отнесены лишь 85 % от суммы оплаты товаров (работ, услуг) в пользу офшорных компаний (пункт 161.2 статьи 161 НК Украины). Заемные средства, полученные от нерезидента, имеющего офшорный статус, не приравниваются к «займу» согласно подпункту 14.1.267 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины.Большое количество ограничений на работу с офшорами давно уже обусловило ситуацию, когда более выгодным стало использование в налоговом планировании юрисдикций, которые не причислены к офшорам, но имеют ставку налога ниже, нежели на Украине.

Такие низконалоговые юрисдикции могут выполнять самостоятельную роль или же быть связывающим звеном между Украиной и офшором.Например, Нидерланды — респектабельная юрисдикция, входящая в Европейский Союз и располагающая достаточно высокими ставками налогов (и, следовательно, не фигурирующая в какихлибо «черных списках», которые ведутся государственными властями Украины и иных государств), при этом обеспечивающая благоприятные условия налогообложения роялти, процентов и дивидендов, что делает эту страну привлекательной для создания, например, холдинговых компаний.Наиболее популярной из низконаоговых юрисдикций долгое время был Кипр — страна, не причисленная к офшорам (за исключением короткого периода в 2005–2006 годах), однако имеющая очень благоприятный налоговый климат, с которой действовало Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, подписанное 29 октября 1982 года.

Однако на данный момент привлекательность Кипра несколько снизилась изза разразившегося на острове в 2013 году банковского кризиса и по причине вступления в силу новой Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы, подписанной в Никосии 8 ноября 2012 года, последствием чего стало повышение ставок налога, применимого на Украине к выплатам пассивных доходов в адрес кипрских компаний.Хотя нельзя говорить о полной утрате Кипра в качестве налоговой гавани, можно прогнозировать, что статистика, согласно которой это островное государство долгое время являлось одним из основных инвесторов в экономику Украины, в скором времени изменится.

Трансфертное ценообразование

Наиболее значимой инновацией в сфере противодействия налоговой оптимизации на Украине за последние годы, безусловно, стоит назвать принятие Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 4 июля 2013 года № 408-VII (Закон о трансфертном ценообразовании).

Введение на Украине принципа трансфертного ценообразования, позаимствованного у ОЭСР, призвано противодействовать распространенным схемам искусственного занижения объекта налогообложения за счет проведения украинскими налогоплательщиками экспортных и импортных операций посредством связанных юридических лиц, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях.Перечень низконалоговых юрисдикций, а точнее стран (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов ниже, чем на Украине, уже очерчен Кабинетом Министров Украины в распоряжении № 1042-р от 25 декабря 2013 года и охватил 73 государства и территории, в отношении с резидентами которых будут применяться правила трансфертного ценообразования (если объем операций с таким резидентом превысит 50 миллионов евро за отчетный год) со всеми вытекающими последствиями: необходимостью подавать сложную отчетность и риском доначисления налоговых обязательств, если фискальный орган сочтет цены в контролируемых операциях не соответствующими рыночным.

Закон о трансфертном ценообразовании серьезно усложнит задачу минимизации налогообложения для крупных компаний, которые не смогут построить свою структуру так, чтобы удержать объем контролируемых операций в пределах необходимых сумм. Правда, законодатель предусмотрел некоторые послабления в вопросе применения трансфертных цен для ряда ключевых отраслей экономики, однако эти послабления позиционируются как временные. Бизнесу с небольшими оборотами об этой проблеме пока еще беспокоиться рано, однако нельзя исключать, что минимальный порог контролируемых операций в будущем будет снижен. На данный момент система трансфертного ценообразования работает в тестовом режиме, но уже сейчас бизнес вынужден или экстренно сворачивать многие эффективные схемы работы с использованием низконалоговых юрисдикций, или смириться с резко возросшей налоговой нагрузкой.

В кризисных условиях

В условиях непростого экономического положения и напряженной политической ситуации, в которых экстренное наполнение бюджета стало приоритетной задачей властей, вполне закономерно появление инициативы по возврату в страну средств, выведенных в офшорные зоны. Еще 11 января 2013 года в парламенте был зарегистрирован законопроект «О возвращении капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, офшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения, или имеющих льготный режим налогообложения» № 1248 (законопроект № 1248).

Законопроект № 1248 предполагает проведение «амнистии» капиталов, укрытых в офшорных зонах и иных низконалоговых юрисдикциях (в том числе на Кипре), при условии уплаты налога в размере 50 % от возвращенных денежных средств в течение трех месяцев с даты вступления нормативного акта в силу. Невыполнение требования о возврате денежных средств, согласно законопроекту № 1248, может повлечь за собой репрессивные меры в виде исключения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и конфискации имущества.В нынешнем виде законопроект № 1248 не совсем реалистичен. Однако с учетом ситуации, сложившейся в стране, возможность прохождения через парламент законодательной инициативы о возврате капиталов (пусть и не в текущей ее форме) следует всерьез принять во внимание. Однако нужно отметить, что применение со стороны государства санкций будет усложнено, так как украинские физические и юридические лица редко выступают учредителями нерезидентных компаний. Куда чаще они являются бенефициарами, а юридически доказать их бенефициарный статус достаточно сложно.

Будущие перспективы

Нет сомнений, что и в более долгосрочной перспективе власти будут совершенствовать законодательные механизмы, направленные на контроль налогооблагаемых операций. Не исключено, что при этом будет наследоваться опыт передовиков деофшоризации, таких как государства ЕС и США. Например, американский Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), процесс внедрения которого на данный момент запущен во всем мире, направлен на выявление и обложение налогами средств американских граждан и компаний, которые уже просочились за границу свободными от налогов с помощью банковской системы.

Естественно, бизнес также пребывает в непрестанном поиске новых возможностей. Однако при разработке и применении тех или иных моделей налогового планирования на современном этапе очень важно придерживаться сбалансированного подхода. Украина постепенно созревает для перехода на новую ступень развития отношений между государством и бизнесом, на которой противостояние между фискальным напором контролирующих органов и оптимизационной находчивостью бизнеса перейдет в состояние относительного равновесия, где разумная налоговая нагрузка будет признана необходимой обеими сто-ронами противостояния.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию