БЛОГ

ОЭСР представила окончательную версию программы BEPS

ОЭСР представила окончательную версию программы BEPS

ОЭСР представила окончательную версию программы BEPS

23.10.2015
Автор: Юлия Добрева - Юрист Категория: Оптимизация налогообложения

15 октября 2015 года произошло одно из самых значительных событий для международной налоговой системы: ОЭСР презентовала окончательный пакет рекомендаций в рамках программы ВЕРS – одного из самых влиятельных инструментов в сфере международного налогового планирования и международного налогообложения в целом, аналогов которому не существовало многие десятилетия.

Подготовка данной программы стартовала еще в 2013 году под руководством ОЭСР и стран «Большой двадцатки». Целью разработки данной программы является борьба с размыванием налогооблагаемой базы и трансфера доходов при помощи схем налогового планирования.

Основные положения программы BEPS состоят в следующем:

Пункт 1. В целях противодействия возможности большого количества интернет-компаний уклониться от налогообложения, т. к. компания не требует физического присутствия для выполнения своих услуг, ОЭСР рекомендует странам использовать общие принципы исчисления и оплаты НДС (International VAT/GST Guidelines to business) при заключении сделок с потребителями, а также применять положения пункта 7, которые будут рассмотрены ниже.

Пункт 2. Представлены пути борьбы с гибридными инструментами(рассматриваются как долг в одной юрисдикции и как доход в другой) и организациями(рассматриваются как прозрачные в одной юрисдикции и как непрозрачные в других), которые состоят в том, что ОЭСР рекомендует государствам не позволять компаниям заявлять налоговые вычеты в случае отсутствия подтверждения наличия соответствующего такому вычету дохода, а также рекомендует применение “defensive rule", в соответствии с которым в случае одобрения налогового вычета без предъявления подтверждения наличия соответствующего данному вычету дохода в одной юрисдикции, данный налог подлежит оплате в другой юрисдикции.

Пункт 3. Описаны варианты решения вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов через использование контролируемых иностранных компаний(КИК). ОЭСР предлагает государствам имплементировать в национальное законодательство более полное, детализированное определение КИК, которое также должно включать в себя товарищества, трасты, постоянные представительства. Необходимо использовать такие критерии контроля для признания компании КИК, как оценка с точки зрения права и экономики, а также контроль de facto.

Пункт 4. Излагается предложение по максимальному ограничению в отношении процентных вычетов из налогооблагаемой базы, а также рекомендация государствам по введению в национальное законодательство определение процентов и финансовых процентов; по определению круга лиц, на которых распространяется действие правил процентных вычетов и случаев, при которых такие правила не применяются.

Пункт 5. Рекомендуется государствам уделять больше внимания к прозрачности бизнеса и наличию физического присутствия(substance) при применении преференциального налогового режима.

Пункт 6. Описание трех основных подходов, которых государствам следует придерживаться при налогообложении прибыли компаний с целью предотвращения злоупотребления применения налоговых соглашений: тест основной цели деятельности, правило детального ограничения суммы выгоды и упрощенное правило ограничения суммы выгоды.

Пункт 7. Предлагается детализировать определение постоянного представительства при помощи признания постоянным представительством деятельность агента, который заключает договор или ведет переговоры по существенным условиям договора от имени компании, в том случае, если этот агент не является независимым агентом.

Пункты 8, 9, 10. Трансфертное ценообразование. Предлагается ввести более широкое и полное определение нематериальных активов, а также сформировать механизмы, позволяющий подтвердить факт, что прибыль распределена должным образом. Также рассмотрены вопросы распределения прибыли. Следует сформировать механизм защиты от применения стандартных платежей, уменьшающих налоговую базу.

Пункты 11-15. Рассматриваются различные процедурные поросы, а именно: применение программы BEPS компаниями, раскрытие информации по агрессивному налоговому планированию, необходимость создания многостороннего документа, представляющего изменения в двусторонние СОИДН, подача документов при предоставлении налоговым органам отчетности по трансфертному ценообразованию, разрешение споров посредством согласительных процедур.

Какое значение данные рекомендации имеют для субъектов хозяйственной деятельности?

Бесспорно, что основным заданием создания программы BEPS является противодействие агрессивному налоговому планированию. Целью применения этой программы является увеличение налоговой базы.

Мы уверены, что существует явная необходимость взятия во внимания рекомендации BEPS, а также необходимость совершения определенных действий по реструктуризации бизнеса в соответствии с данной программой, таких как рационального перераспределения функциональной нагрузки на структурные подразделения компании, а также использование новых юрисдикций.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию