+38 (044) 520 28 00, +38 (044) 255 57 67
Заказать консультацию
БЛОГ

Международное структурирование «по-новому»

Международное структурирование «по-новому»

Международное структурирование «по-новому»

25.04.2017
Источник:  Юридическая практика
Категория: Структурирование иностранного бизнеса

У представителей украинского бизнеса еще есть время для того, чтобы встретить глобальные изменения бизнес-структурирования подготовленными, но садиться за рабочий стол нужно уже сегодня

Выживают не самые сильные и не самые умные, а самые быстро адаптирующиеся к переменам. Эта фраза Чарльза Дарвина сегодня как никогда актуальна для бизнеса, который соприкасается с вопросами международного структурирования. При этом, в последнее время мировые правила работы с нерезидентными структурами стали меняться настолько быстро, что бизнесу порой сложно самостоятельно «угнаться» за всеми изменениями.

В этой статье мы проанализируем основные мировые тенденции деоффшоризации, которые в самой близкой перспективе могут затронуть представителей украинского бизнеса, а также предложим варианты реагирования на них.

Вначале был BEPS

Сегодня, наверное, уже не осталось тех представителей мира бизнеса, кто бы не слышал о «Плане BEPS ». Если же такие все же найдутся, то «План BEPS» - это свод правил, над которым уже пятый год трудится Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Идея его в том, чтобы создать универсальные правила, которые сделают невозможным для компаний уклонение от налогообложения путем использования «легальных лазеек» в законодательстве разных стран (как это ранее в больших масштабах делали такие крупные корпорации как Apple, Amazon, Facebook, Fiat, Starbucks и т.д.). Именно плану BEPS мы обязаны появлением всех глобальных трендов деоффшоризации.

Реестры бенефициарных собственников

Одним из главных новшеств в сфере международного бизнес-структурирования является создание в разных странах публичных реестров бенефициарных собственников.

Основным документом для стран ЕС, который содержит требование введения центрального реестра с информацией о конечных бенефициарах организаций и трастов, является Четвертая Директива о противодействии легализации денежных средств (Fourth Anti-Money Laundering Directive - AMLD). Она была официально принята Европейским Парламентом и вступила в силу в июне 2015 года. Директива содержит требование о том, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство государств-членов ЕС до 26 июня 2017 года. При этом государства могут на свое усмотрение решать, будет ли информация в реестре публично доступной. Стоит отметить, что информация обязательно должна быть доступна компетентным органам и организациям, которые обязаны проводить надлежащую проверку клиента, а также любым лицам, которые докажут наличие «легитимного интереса».

Флагманом в процессе создания публичных реестров стала Великобритания. Закон о введении реестра «лиц со значительным контролем» был одобрен в 2015 году, а требования о ведении реестров вступили в силу в 2016 году. Сведения из британского реестра лиц со значительным контролем доступны публично. Однако, британский реестр не включает в себя информацию о бенефициарах трастов.

Франция начала с реестра бенефициаров трастов и предоставила публичный доступ к нему летом 2016 года. Интересен тот факт, что уже в октябре Конституционный суд страны приостановил действие декрета о публичном доступе к реестру. В настоящее время доступ к реестру ограничен, и информация доступна только представителям уполномоченных органов.

Сегодня над созданием публичных реестров бенефициаров работают также Италия, Германия, Ирландия, Голландия и т.д.

Примечательно, что инициативу подхватили не только европейские страны. В конце марта 2017 года в Сингапуре вступили в силу изменения в законодательство, которые обязывают компании и партнерства вести реестры бенефициарных владельцев. Также, в январе 2017 года правительство Гонконга вынесло на публичное обсуждение предложение о внесении изменений в законодательство, касающееся ведения реестров бенефициаров компаний.

Автоматический обмен налоговой информацией

Не менее волнующим является процесс введения странами автоматического обмена налоговой информацией. Он осуществляется в рамках Common Reporting Standard (CRS стандарт). Основной характерной чертой такого обмена является его автоматический режим - то есть регулярный, без отдельных запросов, и касающийся всех, на кого распространяют действие правила CRS. Окончательный текст стандарта CRS был выпущен в рамках ОЭСР 21 июля 2014 года. На тот момент более 65 государств мира официально выразили готовность его имплементировать. На сегодня участницами Стандарта являются порядка 100 стран, и их число постоянно растет.

Государства, которые участвуют в обмене, обязаны ежегодно собирать информацию о финансовых счетах и, в некоторых случаях, их бенефициарах, и отправлять эту информацию в налоговою своей страны. Страна, в свою очередь, систематизирует полученную информацию и отправляет ее в налоговую страны, с которой у первой страны действует автоматический обмен. Для бизнеса суть сводится к тому, что информация по банковским счетам физических и юридических лиц и их владельцам может быть отправлена в страну налоговой резидентности физического лица, а в случае с корпоративным счетом – налоговой резидентности компании и/или ее бенефициарного собственника.

Украина пока не присоединилась к Стандарту, но власти страны регулярно делают заявления о политической готовности к такому присоединению. Это означает, что введение автоматического обмена для украинских налоговых резидентов – это только вопрос времени.

Сущность

Времена, когда иностранная компания могла оставаться просто «папкой с документами», неумолимо проходят. Все чаще в структурировании употребляется понятие «substance» (сущность). Мировая тенденция такова, что для того, чтобы нерезидентная компания могла полноценно работать, ее необходимо будет наполнять «сущностью», а это означает, что у компании должны быть все атрибуты «реальности»: физический адрес, офис, сайт, резидентный директор, локальный банковский счет, локальный телефонный номер, номер плательщика НДС, свобода осуществления действий, возможность нести бизнес-риски и т.д. Если всего этого у компании нет, ее смогут признать шелл-компанией (компанией-оболочкой), что может повлечь за собой негативные налоговые последствия для ее собственника и всей бизнес-структуры.

Изменение географии

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, анализируя тренды глобальной деоффшоризации, это изменение географии налогового планирования.

Во-первых, на сегодня мы видим, что бизнесу все сложнее работать с классическими оффшорами. Компанию по-прежнему открыть можно, но порой невозможно сохранить конфиденциальность владения и, что еще более важно, с каждым днем для оффшоров все сложнее открывать и сопровождать банковские счета. По этим причинам на смену классическим приходят альтернативные решения: партнерства (Шотландия, Ирландия, Канада), компании в Эмиратах. Эти структуры приходят на смену английским LLP (по которым далеко не все собственники готовы уже сейчас раскрывать «лиц со значительным контролем»). Кроме того, для Европы характерно то, что в противовес классике: Швейцария, Голландия, Великобритания и т.д. (которые нынче заняты активным внедрением Плана BEPS), на сцену выходят альтернативные юрисдикции: Чехия, Словакия, Эстония, Венгрия и т.д. Причем, очень часто компании в этих юрисдикциях - это не просто бизнес-прописка, а реальные компании с офисом, персоналом и складскими помещениями.

Что делать бизнесу?

Для того, чтобы начать подготовку к предстоящим изменениям, мы рекомендуем уже сегодня осуществить следующее:

  1. Проанализировать текущую бизнес-структуру на предмет функциональности и долгосрочности всех нерезидентных элементов.
  2. Каждая компания в структуре должна быть «нужной». Необходимо уже сейчас продумать, какие компании необходимо «переселить» в более престижные юрисдикции, какие наполнить «сущностью», какие ликвидировать, а какие создать «с нуля». Для всех ключевых компаний структуры необходимо позаботиться о наличии активных счетов в надежных банках. Для активных компаний есть смысл открыть несколько счетов. Рекомендация основана на практическом опыте наших клиентов и связана со значительным усложнением работы с банковскими счетами и увеличении времени, которое необходимо для открытия новых.
  3. Необходимо критично проанализировать структуру собственности компаний группы. Эффективней всего с этой целью представить, что «завтра все тайное станет явным».

Мы советуем не ждать времен тотального раскрытия реестров бенефициарных собственников и присоединения Украины к автоматическому обмену, а грамотно выстроить структуру собственности уже сейчас. Этого можно добиться разными способами: путем правильного оформления приобретения компаний, путем использования таких инструментов, как трасты и фонды, путем смены налоговой резидентности и прочее.

Грамотное бизнес-структурирование – это сложный, комплексный процесс, требующий системного подхода, но и современный мир не стоит на месте. Перефразировав слова Дарвина, отметим, чтобы комфортно чувствовать себя в международном бизнесе, необходимо быстро адаптироваться к переменам. У представителей украинского бизнеса еще есть время для того, чтобы встретить глобальные изменения подготовленными, но начать подготовку к адаптации нужно уже сегодня.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию