1 июля 2015 года должно было стать судьбоносной датой для десятков тысяч украинских предпринимателей. Дело в том, что с этого момента львиной доле субъектов предпринимательской деятельности, избравших третью группу единого налога, предстояло применять в своей работе кассовые аппараты - регистраторы расчетных операций (РРО).
С 2016 года эта обязанность коснулась бы и предпринимателей второй группы.
Разумеется, бизнес опасался проверок со стороны фискальных органов. Они должны были опираться на законы "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты относительно налоговой реформы" и "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". Однако предприниматели и поборники прав малого и среднего бизнеса несколько месяцев давили на Кабмин, Минфин и ГФС, требуя отменить РРО или хотя бы отсрочить их внедрение.
В итоге, депутаты смилостивились и 1 июля приняли альтернативный законопроект №1088, который сейчас находится на подписи у президента. Документ, правда, не избавил предпринимателей от обязательного использования кассовых аппаратов, но несколько смягчил требования к бизнесу.
Кому теперь придется применять РРО
- СПД, которые продают товары или предоставляют услуги населению, принимая к оплате наличные средства, банковские карты и электронные деньги.
- Посредникам и агентам, которые принимают средства для их дальнейшей передачи или перечисления.
- Юридическим лицам, которые предоставляют услуги или выполняют работы. Ранее они могли работать прямо в "кассу".
Избавлены от РРО следующие категории:
- Предприниматели-единоналожники второй и третьей групп, которые проводят расчеты только в безналичной форме.
- Предприниматели - плательщики единого налога второй и третьей групп, которые работают на рынках, реализуют продукцию с передвижных точек.
- Плательщики единого налога первой группы.
- Юридические лица всех форм собственности, которые реализуют продукцию собственного производства.
Самое главное, что кассовые аппараты необязательны для любого бизнеса, чей годовой оборот не превышает 1 млн грн. Это ключевая норма проекта №1088.
Как установить кассовый аппарат
Использоваться могут исключительно те аппараты, которые находятся в государственном реестре РРО. Он размещен на сайте ГФС вместе с перечнем производителей и продавцов.
Кроме того, РРО требует опломбирования, настройки и подключения к серверам ГФС. Все эти манипуляции должен осуществлять Центр сервисного обслуживания - ЦСО, иначе кассовый аппарат не будет признан налоговыми органами.
Предпринимателю необходимо сделать такие шаги:
- Выбрать тип РРО - кассовый аппарат, в котором программируются коды товаров, и он выдает фискальный чек, или фискальный регистратор, который работает только в связке с компьютером или ноутбуком.
- Определиться с маркой и моделью РРО и приобрести оборудование.
- Заключить договор с ЦСО, представители которого настроят, подключат и опломбируют кассовый аппарат.
Важное уточнение: до 1 января 2016 года разрешается применять аппараты, введенные в эксплуатацию до 1 января 2015 года. Те, которые подают в ГФС лишь данные об объеме проведенных операций без копий фискальных чеков.
Что и как будут проверять
Проверки и штрафы для предпринимателей за неприменение кассовых аппаратов тоже отсрочили до начала 2016 года. Министр финансов Наталья Яресько заявила, что уже к осени должен быть разработан механизм, согласно которому бизнес будут проверять на предмет соблюдения ограничений в 1 млн грн.
Помимо этого, поводом для санкций могут стать такие случаи:
- Неподача или несвоевременная подача отчетности по использованию кассовых аппаратов - до 15 числа месяца, который следует за отчетным.
- Отсутствие сертификата на РРО, повреждение пломбы или ее отсутствие, нарушение формы фискального чека, неиспользование чековой книжки и неведение отчетности по операциям.
- Проведение операций "мимо" кассового аппарата, занижение сумм выручки за проданный товар.
Ответственность за нарушение правил использования регистратора такова.
За первое нарушение порядка и правил применения РРО - штраф 1 грн. За второе и каждое последующее - штраф в размере полной стоимости проданных с нарушениями товаров и оказанных услуг. За продажу товаров или предоставление услуг в обход РРО - штраф в двукратном размере их стоимости.
За несоответствие кассовой ленты установленным стандартам или за ее отсутствие - штраф 170 грн. За неведение ежедневной отчетности или отсутствие чековой книжки - штраф 340 грн. За вмешательство в работу РРО или его программное обеспечение - штраф до 8 500 грн.
Долгое время между бизнесом и властями велась дискуссия относительно механизма санкций в сфере РРО, а также о снижении размера штрафов. По мнению предпринимателей, взыскания с бизнеса за "необкатанную" систему кассовых аппаратов, сбои и прочие неполадки выглядят нелогичными.
Удалось же добиться лишь того, чтобы максимальный штраф за нарушение правил использования кассовых аппаратов составлял не более 100% выручки реализованных с нарушениями товаров. Ранее штраф мог достигать 500%.
Также удалось отменить норму об обязательном хранении фискальных чеков в книгах учета. Плюс ко всему, парламент ужесточил ответственность сервисных центров, которые нарушают сроки обслуживания РРО.
Минфин не раз обещал договориться с производителями о предоставлении рассрочки на три-четыре месяца при покупке кассовых аппаратов. Сможет ли бизнес рассчитывать на такие товарные кредиты, пока неизвестно. По крайней мере, о механизме субсидирования правительство не сообщает.
К слову, малый бизнес теперь находится в еще одной зоне риска.
Согласно принятому закону, СПД будут обязаны применять кассовые аппараты уже с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором достигнуто превышение упомянутой планки в 1 млн грн. Значит, предприниматели окажутся под пристальным вниманием проверяющих органов. Это коснется всех.
Хотя, на первый взгляд, Верховная Рада пошла на послабления малому бизнесу, может сложиться ситуация, что дешевле и спокойнее будет установить кассовый аппарат, чем постоянно принимать гостей из налогового ведомства.