БЛОГ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ #23

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ #23

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ #23

01.08.2018
Автор: ICF Категория: Weekly Digest

НОВОСТИ УКРАИНЫ

1. Украина подписала Многостороннюю конвенцию ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы (BEPS)

23 июля 2018 года исполняющая обязанности Министра финансов Украины Оксана Маркарова подписала MLI.

Подписав и ратифицировав MLI, Украина получит возможность одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие Конвенции об избежании двойного налогообложения. Таким образом, подписав и ратифицировав Конвенцию MLI, Украина одновременно исполняет шаг 6 и шаг 14 Плана действий BEPS, которые предусматривают недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями, и совершенствование процедуры взаимного согласования путем разрешения споров соответственно. В целом ожидается, что Конвенция MLI позволит снизить уровень перемещения украинского капитала в юрисдикции с низким уровнем налогообложения с целью минимизации налоговых обязательств, что в свою очередь будет способствовать увеличению доходов бюджета.

Напомним, Конвенция вносит изменения в существующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (DDT) и уменьшает возможности для уклонения от уплаты налогов со стороны многонациональных компаний. Среди основных новшеств – введение теста основной деятельности. Так, выгоды по DTT не будут предоставлены, если на основании всех текущих фактов и обстоятельств, будет доказано, что получение выгоды было одной из основных целей договоренностей или транзакций, которые в результате прямо или косвенно привели к выгоде.

Конвенция является первым многосторонним договором такого рода, позволяющим странам имплементировать результаты проекта ОЭСР/G20 BEPS в существующие DDT.

ПОДРОБНЕЕ

2. Госфинмониторинг перенимает передовой мировой опыт по борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма

27 июля 2018 года Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) совместно с Эгмонтской группой подразделений финансовых разведок обнародован отчет «Сокрытие бенефициарной собственности».

Отчет основан на анализе 106 случаев, предоставленных 34 различными юрисдикциями, которые демонстрируют, что юридические лица, главным образом компании-пустышками, являются ключевыми в схемах, разработанных для сокрытия бенефициарной собственности.

Важной составляющей отчета стали индикаторы сокрытия бенефициарной собственности, в частности индикаторы касательно клиентов, признаков подставных компаний (компани-пустышек) и сомнительных транзакций. В отчете также подчеркивается важность эффективной реализации Рекомендаций FATF по бенефициарной собственности для обеспечения того, чтобы компетентные органы имели доступ к адекватной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле над юридическими лицами, включающей в том числе экспресс-трасты.

Попутно был отмечен использованный международными экспертами пример эффективной работы Украины по раскрытию преступной бенефициарной собственности и расследованию фактов отмывания средств, полученных от коррупционных деяний, хищения и присвоения государственных средств и имущества бывшими украинскими должностными лицами. Также в отчете сделан акцент на необходимости обеспечения широкого доступа подразделений финансовых разведок к информации, содержащейся в государственных реестрах, в первую очередь о бенефициарных собственниках.

С представленными в отчете индикаторами сокрытия бенефициарной собственности можно ознакомиться на официальном сайте Госфинмониторинга.

ПОДРОБНЕЕ

3. Национальный банк упростил привлечение кредитов из внешних источников для отечественных заемщиков

25 июля 2018 года Национальный банк Украины опубликовал сообщение о внесении изменений в процедуру оформления внешних займов для резидентов.

В частности, в Национальном банке будут полностью автоматизированы процедуры регистрации/внесения изменений в регистрацию/аннулирование регистрации внешних договоров кредитования (займа) в иностранной валюте, заключенных резидентами-заемщиками. Инициирование таких процедур будет осуществлять уполномоченный обслуживающий банк по договору путем направления в Национальный банк соответствующего электронного документа, на основании которого средствами специального программного обеспечения Национального банка будет проведено в автоматизированном режиме необходимую процедуру. При этом, будет исключено требование об обязательном проведении Национальным банком отдельной процедуры рассмотрения и анализа пакетов документов, которая применялась в случае выявления обслуживающим банком индикаторов рисковой финансовой операции по внешнему договору кредитования, требующий регистрации/внесения изменений в регистрацию.

Такое упрощение начнет действовать с 20 августа 2018 года, что закреплено Постановлением Правления НБУ № 83 от 20 июля 2018 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины».

ПОДРОБНЕЕ

4. Национальный банк Украины изменил правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны в связи с вступлением в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях»

24 июля 2018 года Национальный банк Украины опубликовал новые правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны в связи с вступлением в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях».

Новые правила позволят банкам предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, при осуществлении валютного надзора, в том числе в случае введения регулятором мер защиты в соответствии с Законом Украины «О валюте и валютных операциях».

Изменения утверждены постановлением Правления Национального банка Украины от 20.07.2018 № 82 «О внесении изменений в Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны». Постановление вступает в силу одновременно с днем введения в действие Закона Украины «О валюте и валютных операциях».

ПОДРОБНЕЕ

5. Президент подписал закон о содействии привлечению иностранных инвестиций

20 июля 2018 года Президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций» от 15.05.2018 г. №2418-VIII. Закон опубликован в официальном издании «Голос Украины» от 24.07.2018 года №134.

Законом вводится правовой режим учета права собственности на ценные бумаги клиентов глобальных хранителей или других финансовых посредников. После вступления закона в силу 24 ноября 2018 года иностранные финансовые учреждения, отвечающие установленным требованиям, смогут открывать счета в ценных бумагах как номинальные держатели в украинских депозитарных учреждениях. Нет ограничений на количество счетов, которые могут иметь номинальные держатели в депозитарном учреждении. Эти счета имеют особый статус и рассматриваются как отдельный тип счета в ценных бумагах. Ценные бумаги, зарегистрированные на счете номинального держателя, не могут быть использованы для исполнения обязательств номинального держателя.

Также следует обратить внимание на такие моменты:

  • остаётся обязанность идентифицировать должным образом бенефициарных владельцев для депозитарных учреждений, которые открыли счет номинального держателя, для торговцев, продающих ценные бумаги нерезиденту, и для банков, осуществляющих платеж по соглашению;
  • дополнительно сохраняется обязанность депозитарного учреждения отчитываться по любым изменениям в отношении собственника более 5% акций определенного общества;
  • снимается требование личной верификации физических лиц или представителей юридических лиц;
  • отменяется необходимость требовать оригиналы документов с апостилем, переводами и их нотариальным заверением. Вместо этого выдвигается требование запрашивать у номинального держателя всю необходимую для идентификации информацию;
  • в случае отказа номинального держателя вопреки закону и договору раскрывать бенефициаров, его счет блокируется.
  • Закон также предусматривает ограничение круга иностранных финансовых учреждений, которые могут открывать счет в ценных бумагах номинального держателя для учета прав на ценные бумаги своих клиентов. Так, в частности, предусматривается, что такое лицо должно быть зарегистрировано в государстве, являющемся членом Европейского союза и/или членом Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) или Комитета экспертов Совета Европы по вопросам взаимной оценки мер борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма (MONEYVAL), а также соответствовать требованиям, установленным Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку с учетом лучшего международного опыта.

    Этот подход является стандартным для всех развитых стран и режима функционирования счетов номинальных держателей. В частности, FATF в ст. 13. Correspondent banking предусматривает именно такой режим сбора информации.

    ПОДРОБНЕЕ

    НОВОСТИ ЕС

    1. Мальте дано 2 месяца на имплементацию 4 Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег (4 AML Директива)

    Об этом сообщается 26 июля 2018 года. Мальта утверждала, что имплементировала 4 AML Директиву в декабре, однако Комиссия ЕС установила, что имплементация была «неполной».

    В ответ Министерство финансов Мальты опубликовало заявление, в котором говорится, что мальтийский Закон о предотвращении отмывания денег должен был соответствовать всем положениям 4 AML Директивы и что мальтийские юристы начнут консультации с Комиссией ЕС касательно возможных поправок в Закон.

    Напомним, следующим действием Комиссии, которое она может предпринять для принуждения государства-члена исполнить свои обязательства, может стать обращение в Суд ЕС, что, собственно, произошло с рядом стран 19 июля 2018 г.

    ПОДРОБНЕЕ

    заказать бесплатную консультацию

    Заказать консультацию