БЛОГ

Банковская тайна в условиях глобального обмена финансовой информацией

Банковская тайна в условиях глобального обмена финансовой информацией

03.08.2015
Источник:  Лига.Блог
Автор: Елена Садовская Категория: Финансы и банковский сектор

Банковская тайна исторически сформировалась как символ и неотъемлемая черта банковской деятельности. На протяжении тысячелетий некоторые страны (в том числе Швейцария, Австрия и др.) закладывали и чтили традиции конфиденциальности, оберегая информацию о клиентах банков под угрозой уголовной ответственности за ее разглашение. Тем самым эти государства оправданно заслужили статус "банковских юрисдикций" и, безусловно, повысили уровень своей привлекательности для иностранных активов.

Злоупотребление преимуществами банковской тайны для целей уклонения от уплаты налогов или осуществления преступной деятельности обоснованно вызвало критику со стороны других государств и международного сообщества в целом. Как результат уже с конца 70-х годов начало развиваться международное движение, направленное на упразднение банковской тайны. Но ни один из примененных международных механизмов не смог значительно повлиять на высокий уровень конфиденциальности.

Однако в конце 2014 г. мир в очередной раз заговорил об исчезновении банковской тайны. Предпосылкой к этому послужило проведение 29 октября 2014 года Глобального форума Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), на котором были одобрены Стандарты автоматического обмена информацией (далее - Стандарты), разработанные ОЭСР и Большой двадцаткой.

По результатам Глобального форума 89 стран-участников взяли на себя обязательство осуществлять взаимный обмен финансовой информацией на автоматической основе начиная с 2017 или 2018 г.

Анализ положений принятого акта дает возможность говорить о том, что общая схема автоматического обмена выглядит следующим образом. Финансовые институты, в первую очередь банки, по завершению 9 месяцев после окончания каждого отчетного календарного года будут осуществлять передачу информации о счете подотчетного физического и\или юридического лица налоговым или иным органам своего государства. Эти органы, в свою очередь, на автоматической основе направят ее в компетентный орган другого государства. Такое государство-получатель должно соответствовать двум критериям: 1) по определению банка оно должно выступать местом налоговой резидентности подотчетного лица; 2) такое государство должно подписать взаимное соглашение об автоматическом обмене с государством, в котором открыт счет подотчетного лица и, соответственно, находится банк, который должен раскрывать информацию.

При этом при наличии двухстороннего договора между государствами, имплементировавшими Стандарты, подотчетными считаются физические и юридические лица - владельцы счетов, открытых в одном из подписавшихся государств, которые являются налоговыми резидентами другого из подписавшихся государств. Для определения этого критерия каждое лицо, имеющее открытый банковский счет, должно пройти процедуру проверки (due diligence).

Обмену подлежит информация, которая включает в себя по общему правилу номер счета, его баланс, поступления в виде процентов, дивидендов, а также отдельно - ФИО, индивидуальный номер налогоплательщика, адрес, дату и место рождения в случае физического лица; наименование, регистрационный адрес, дату регистрации, номер налогоплательщика - в случае юридического лица, а также данные о контролирующем лице - в случае пассивного нефинансового института.

Учитывая вышесказанное, ключевым становится вопрос: исчезнет ли банковская тайна в современном мире?

Оценивая возможные последствия реализации Стандартов по автоматическому обмену, следует принимать во внимание, что во многом банковская тайна является атрибутом банковской деятельности и в значительной степени влияет на популярность банка среди потенциальных клиентов. Соответственно, вполне обоснованно, что банковские юрисдикции будут сопротивляться внедрению автоматического обмена посредством сужения списка государств, которым информация будет предоставляться.

Такому развитию событий, безусловно, способствует сам порядок реализации Стандартов, согласно которому подписавшееся государство самостоятельно выбирает контрагента для заключения двухстороннего договора, с которым оно будет проводить обмен данных на автоматической основе. При этом основным критерием для выбора такого государства выступает его способность на надлежащем уровне защитить конфиденциальность полученной информации.

Кроме того, отвечая на поставленный вопрос, важно учитывать суть положений самих Стандартов. Так, по общему правилу в отношении корпоративных счетов обмен будет осуществляться по критерию не налоговой резидентности бенефициарного собственника, а налоговой резидентности самого юридического лица. Соответственно, в случае подписания договоров между банковской юрисдикцией и государствами регистрации юридических лиц информация о счете пойдет в налоговый или другой орган государства, где юридическое лицо - владелец счета (а не его бенефициар) является налоговым резидентом.

Анализируя риски обмена информацией с Украиной, важно указать, что несмотря на то что представители власти Украины присутствовали на общем собрании Глобального форума в Берлине, при этом Украина не вошла ни в один из списков государств, согласившихся имплементировать Стандарты.

Как следствие, размышляя о существовании банковской тайны в сегодняшних условиях, следует учитывать тот факт, что на данный момент имплементации модельных стандартов находится только на стадии развития, поэтому делать категоричные выводы о глобальных практических последствиях будет поспешным.

При этом юридическая трактовка положений Стандартов показывает, что даже при условии автоматического обмена утверждать об абсолютном исчезновении банковской тайны еще достаточно рано. Скорее можно говорить об упразднении ее принципов, поскольку так или иначе информация о владельце счета не будет находиться в общем доступе, тем самым сохраняя его конфиденциальность.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию