БЛОГ

Замахнуться на святое: как отразятся на АПК налоговые новации 2016 года?

Замахнуться на святое: как отразятся на АПК налоговые новации 2016 года?

10.02.2016
Источник:  Грушевского,5
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

Еще год назад представители Кабинета министров заявили, что налоговый спецрежим для сельхозпроизводителей будет в скором будущем отменен. Правда, к осени 2015 года, когда начался бурный процесс разработки проекта налоговой реформы, эти угрозы трансформировались в более точечные и мягкие инициативы. Например, по одной из версий на «льготной» 4-й группе единого налога предлагалось оставить производителей с годовым оборотом до 100 млн. гривен или площадью земель до 3000 га.

Реформу так и не приняли, но стремление законодателей найти в АПК дополнительные резервы на пополнение бюджета никуда не делись. В итоге 24 декабря, когда парламент спешно голосовал за длинный список «точечных» изменений в Налоговый кодекс, сельхозпроизводителям досталась изрядная порция «сюрпризов», которые с января вступили в силу.

Самое главное и важное – это, конечно же, изменение процедуры администрирования НДС, которую аграрии долгие годы отстаивали. Дело в том, что вплоть до 2015 года АПК не имела сложности с возвратом налога на добавленную стоимость благодаря особому режиму его уплаты. Производители перечисляли НДС на отдельный счет, с которого могли без проблем изымать средства на нужды своего бизнеса. По сути, это и был завуалированный механизм автоматического возмещения НДС, лишенный каких-либо «ручных» вмешательств со стороны налоговых органов.

Увы, в 2016 году процедура в корне изменилась и усложнилась. Так, при операциях с зерновыми и техническими культурами аграрии-налогоплательщики отныне вынуждены 85% НДС перечислять в бюджет, и лишь 15% суммы налога остается в их распоряжении. Компании, профилем которых является животноводство, отдадут государству чуть меньше 20% НДС, а 80% смогут распределять по своему усмотрению. Остальные сельхозпроизводители поделятся с бюджетом 50% на 50%.

В Кабмине оправдываются, что МВФ требует «приучать» аграриев к работе на общих условиях с компаниями из других отраслей. Но при этом очевидно, что это не что иное, как способ закрыть и без того громадные государственные расходы, рост которых в бюджете-2016 по сравнению с 2015 годом запланирован на 15%.

Более того, если верить планам правительства «додавить» налоговую реформу с тем, чтобы она в 2017 году наконец вступила в силу, АПК нужно крепиться и готовиться к полноценной уплате НДС уже через год. Как все, без поблажек и преференций.

Впрочем, несколько послаблений все же есть, но они встречены аграриями с прохладой. Например, Верховная Рада с 2016 года вернула право на возмещение НДС экспортерам зерна. На что представители этого рынка отреагировали достаточно неожиданно. Украинская зерновая ассоциация выступила резко против, мотивируя свое возмущение тем, что механизм возврата все равно нормально не работает. А в результате такого шага вернутся старые коррупционные схемы, и цены на зерно автоматически возрастут на 15%.

Логика в таких опасениях есть, особенно если принять во внимание, что на фоне декларируемой «автоматизации» возмещения НДС, все происходит с точностью до наоборот. Например, буквально накануне голосования за изменения в НКУ глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина внесла правку, благодаря которой теперь в Украине с 1 февраля начали функционировать два реестра возмещения НДС. Они распространяются на всех плательщиков, но именно АПК ощутит такое «расщепление» сильнее всего.

Почему? Дело в том, что производители с долей экспорта в выручке более 40% будут претендовать на компенсацию в первую очередь. Это, фактически, отодвигает от права на упрощенный возврат НДС мелкие и средние компании из агросектора.

Если же углубиться в изменения, обнаруживается еще более интересный факт. Так, с 2016 года все плательщики, которые претендуют на компенсацию уплаченных сумм НДС, могут быть проверены представителями Государственной фискальной службы. Причем, не имеет значения, в каком реестре находится компания. Камеральная или документальная проверка может настичь любого производителя в течение 30 дней с даты подачи декларации по НДС. И хотя есть оговорка, что проверки не являются обязательными, надежд на то, что налоговики не будут пользоваться своим правом «встряхнуть» налогоплательщиков, очень малы. Ведь бизнес хорошо понимает, что задача фискальных органов не акцептировать суммы возмещения, а, напротив, как можно сильнее их урезать.

Не обошли стороной правки в НКУ и тех фермеров, которые работают на едином налоге. К счастью, упомянутые ограничения по обороту или площади обрабатываемых земель поддержку среди депутатов не нашли. Но зато ставки единого налога увеличились вдвое. Кроме того, если не забывать, что с 2015 года при расчете ЕН учитывается также коэффициент индексации денежной оценки, суммы налоговых обязательств получаются угрожающе большими. В частности, в 2016 году кумулятивное значение этого коэффициента достигает 5,7, что в итоге приведет к росту общей нагрузки более чем в 10 раз.

Разумеется, что сельскохозяйственный сектор всем этим изменениям не рад. Особенно с оглядкой на прогнозы ведущих аналитиков и экспертов о том, что по урожайности 2016 год будет гораздо хуже предыдущего. А это означает лишь одно - убытки. Как для бюджета, так и для бизнеса. Остается разве что надеяться на то, что при подготовке новой редакции Налогового кодекса законодатели будут более осмотрительны, и не рискнут загубить отрасль, которая чуть ли не единственная демонстрирует рост и приводит в страну немалые объемы экспортной выручки. В ином случае аграрный сектор вынужден будет реструктурировать свой бизнес более оптимальным способом.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию