БЛОГ

С каким бюджетом придется встречать 2016 год Украине?

С каким бюджетом придется встречать 2016 год Украине?

17.12.2015
Источник:  Закон и Бизнес
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

В правительстве кипит работа не только над проектом налоговой реформы. Кабинет министров усиленно готовит в пакете с ней и бюджет на 2016 год. Его последний вариант не так давно появился на сайте Министерства финансов. Причем, анализ показывает, что власти смотрят в будущий год с изрядной долей оптимизма. Хотя и несколько необоснованно.

Так, согласно проекту главного финансового документа страны, доходы госбюджета в 2016 году вырастут на 81 млрд гривен по сравнению с 2015 годом до 598,2 млрд гривен. Вместе с тем издержки увеличатся на 92 млрд гривен до 674 млрд гривен. Предельный объем бюджетного дефицита запланирован на уровне 84 млрд гривен (в 2015 году – 76 млрд гривен), а объем госдолга к 31 декабря 2016 года не должен превысить 1,5 трлн гривен (на 2015 год – 1,4 млрд гривен). Помимо этого, сумма выдаваемых из бюджета кредитов в 2016 году может достигать 16,8 млрд гривен, объем предоставляемых госгарантий – 28,2 млрд гривен.

Сомнений нет, к внесению в Верховную Раду эти и другие показатели еще могут измениться. Но тот факт, что по сравнению с проектом бюджета, который правительство презентовало в сентябре, и доходная, и расходная части значительно прибавили в «весе», не оставляет сомнения в том, что фискальное давление в Украине сохранится на относительно высоком уровне. Да и свои долговые аппетиты правительство пока что унять никак не может.

Иначе чем объяснить то, что даже при самом оптимистическом прогнозе роста ВВП в 2016 году на уровне 2-3%, разработчики бюджета верят в то, что его доходы вырастут на 16%? И как Министерство финансов намерено обосновать увеличение расходной части почти на 16% после заявления Натальи Яресько о том, что найдены источники сокращения расходов на 60 млрд гривен в 2016 году. Ведь математика получается достаточно странной: если без «экономии» издержки растут на более чем на 26%, а с их урезанием – «всего лишь» на 16%, что это за экономия в принципе? И откуда такой колоссальный рост затратной части? Особенно после того, как в стенах Администрации Президента звучали неоднократные реляции о необходимости тотально уменьшать затраты на содержание госаппарата, и довести-таки до ума административную реформу, начатую еще во времена Виктора Януковича.

С бюджетным дефицитом тоже не все однозначно. По словам той же Яресько, этот показатель должен стремиться к 3,7% ВВП (в том числе, его сокращение – один из обязательных «маркеров» выполнения требований МВФ). В то же время, если отталкиваться от среднего прогноза номинального ВВП на 2016 год в сумме около 2,1 трлн гривен, то запланированный дефицит явно стремится превысить 4%. И даже если учесть погрешности, нужно попросту оценить ретроспективу, которая доказывает: прогнозируемого дефицита достичь за последние несколько лет достичь практически не удавалось. Например, за 2014 год он был превышен на 10 млрд гривен или на 14%.

Не менее странно выглядят и ожидания по объему госдолга. Учитывая, что уже к началу октября текущего года размер государственного долга перешел отметку 1,5 трлн гривен, представляется достаточно странным, как правительство намерено удержать его на этом уровне в 2016 году? Ведь планы по привлечению новых заимствований от международных кредиторов достаточно высоки. Поэтому надежда лишь на то, что размер задолженности удастся сократить за счет погашения, в том числе, обслуживания кредита МВФ.

Однако в целом представленный проект бюджета смотрится достаточно сыро. И это удручает, поскольку скоро он должен попасть на голосование в парламент. За что же будут подымать руки депутаты – большой вопрос. Завышенные ожидания по доходной части, а также нежелание госаппарата снижать издержки, практически нивелируют шансы увидеть экономический рост, равно как и надежды на положительные изменения в сфере налогообложения. И хотя налоговая реформа должна приниматься вместе с бюджетом, ее либеральный вариант, увы, рискует не найти должной поддержки, в то время как консервативная концепция Министерства финансов, на которой явно строился финансовый план на 2016 год, может стать неприятным «сюрпризом» накануне Нового года.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию