БЛОГ

Реформа ГФС. Давление на бизнес лишь усиливается

Реформа ГФС. Давление на бизнес лишь усиливается

04.12.2015
Источник:  Экономическая правда
Автор: Наталья Ульянова Категория: Налоги и государство

Организация Transparency International - TI - обнародовала итоги регулярного исследования, в котором оценивается степень коррупции в государстве. Эти результаты для Украины еще менее утешительны, нежели итоги Doing Business.

Представители TI обвинили высшее руководство страны в попытках сорвать запуск Специализированной антикоррупционной прокуратуры, а также представили статистику поборов в министерствах и ведомствах.

Неудивительно, что первое место по частоте коррупционных проявлений - у ГФС. С ними сталкивается почти 27% предпринимателей. Хотя еще весной 2015 года этот показатель был пусть и на мизерный 1%, но все-таки ниже.

Почему же на фоне попыток провести налоговую реформу, невзирая на борьбу между Минфином и парламентским комитетом по налоговой и таможенной политике, то есть между правительством и Администрацией президента, мировое сообщество не особо верит в успешность этой реформы?

Ответ, видимо, кроется в том, что дальше деклараций дело не заходит. Чтобы убедиться в этом, достаточно вернуться в начало 2015 года, когда главной Государственной фискальной службы стал Роман Насиров.

Министр финансов Наталья Яресько поставила перед ним задачу "перезагрузить" налоговые органы и перейти от "карательных" действий к выполнению сервисных функций, на которых и должна строиться деятельность ГФС.

Тем не менее, результаты работы "обновленного" руководства службы говорят об обратном: давление на бизнес лишь усилилось, а налоговики всячески пытаются добиться пополнения бюджета за счет карманов налогоплательщиков.

За примерами далеко ходить не нужно.

Проверки IT-компаний, их обыски, изъятие оборудования и документов, доначисление налогов, возбуждение уголовных дел, проблемы с возвратом НДС лишь усиливают уверенность в том, что надзирающие органы продолжают вести себя как полицейская машина, оспорить действие которой невозможно.

Судебная система, как известно, тоже требует глубокой реформы.

У чиновников же всегда есть оправдание. Например, накопленный долг ГФС по возмещению НДС, размер которого к началу ноября составлял почти 24 млрд грн, Насиров объясняет стремлением снизить нагрузку на бюджет, а также поиском якобы фиктивно заявленных к возврату сумм.

Бизнес тоже не безгрешен, но для чего вводилась система НДС-счетов, если в итоге сложности с администрированием и возмещением многократно возросли?

То, что свыше 40% жалоб, поступающих в адрес государственных структур, приходится также на ГФС, Насиров считает результатом активной борьбы с неплательщиками налогов, которые таким образом выражают свое недовольство.

Напрашивается вопрос: если деятельность налоговых органов настолько эффективна, зачем ГФС пытается обойти мораторий на проверки бизнеса, который закреплен Налоговым кодексом вплоть до 2017 года?

Зачем инициировать уголовные дела против налогоплательщиков и развязывать себе руки с помощью коллег из правоохранительных органов?

Что же мешает столь эффективному органу как фискальная служба провести обещанную реорганизацию, обновление кадрового состава, особенно на местах, и согласиться с тем, что сотрудники ГФС должны брать на себя финансовую и уголовную ответственность за несправедливо принятые решения?

Видимо, плохие оценки в рейтингах не так сильно пугают представителей власти, как необходимость вычеркнуть из действий служебных лиц коррупцию.

Если нынешняя попытка провести налоговую реформу потерпит фиаско, в следующий раз борьба за чистоту системы будет еще более сложной. Значит, и позиции Украины в глазах международных партнеров пошатнутся еще сильнее.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию