БЛОГ

Прозрачные сферы

Прозрачные сферы

Прозрачные сферы

01.11.2016
Источник:  Юридическая практика
Автор: Юлия Бруско Категория: Оптимизация налогообложения

Внедрение контролируемых иностранных компаний существенно повысит международный рейтинг Украины в области прозрачности налогообложения.
Тема борьбы с отмыванием денег и избежанием налогообложения в нашем обществе приобретает достаточно широкую популярность. Сегодня о налоговой реформе не говорит разве что ленивый. И пока Министерство финансов Украины и ВP Украины всячески пытаются реформировать и реанимировать украинскую налоговую систему, используя международный опыт, наиболее распространенные и эффективные зарубежные практики в этом процессе почему-то игнорируются. Одними из таких являются контролируемые иностранные компании (КИК).

Концепция в мире

Введение правил КИК в свое время было обусловлено противодействием тенденциям недобросовестной налоговой конкуренции путем легального вывода доходов в нерезидентные компании и борьбой с агрессивным налоговым планированием мультинациональных крпораций.

Первым прототипом закона о КИК являлся Акт о доходах США 1962 года. За этим последовало принятие схожих законов в Канаде и Германии. В 1998 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем отчете призвала страны принять правила КИК, а принявшие их государства – работать над их улучшением. В последнее время обсуждение данной концепции зазвучало в мире с новой силой в связи с разработкой проекта BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Так что же следует понимать под КИК, и в чем заключается смысл данной концепции? Если кратко, то это налогообложение прибыли иностранной компании в стране резидентства ее контролирующего лица. Целью внедрения КИК является предотвращение размытия налоговой базы в государстве резидентства акционера через налогообложение дохода этих акционеров, получаемых от иностранных компаний.

В европейских государствах, помимо BEPS, вопросы КИК регулируются также Директивой по противодействию уклонению от уплаты налогов 2016 года ATAD (Anti-Tax Avoidance Directive), положения которой должны начать действовать с 2019 года.

Несмотря на индивидуальные законы государств, разработаны три таких основных критерия КИК:

  1. создание иностранной компании (то есть компании, зарегистрированной в иной юрисдикции, чем юрисдикция резидентства контролирующего лица);
  2. контроль над такой иностранной компанией осуществляется акционером-резидентом;
  3. прибыль выводится в иностранную компанию в налоговых целях.

Понятие «иностранная компания» BEPS рекомендует трактовать как можно шире и включать сюда, среди прочего, постоянное представительство, партнерство и т.д. Следует отметить, что в некоторых государствах, в частности, Российской Федерации, под КИК может подразумеваться и юридическая структура без образования юридического лица.

Лицом, контролирующим иностранную компанию, может выступать как физическое, так и юридическое лицо, партнерство, корпорация, ассоциация и даже орган государственной власти. Требования к доле контроля могут варьироваться от государства к государству, однако BEPS устанавливает порог – лицо должно контролировать 50 % компании. Это значение может быть ужесточено на национальном уровне и составлять, например, 10 %, как это установлено в законодательстве США. Более того, контроль может быть прямым и непрямым. При этом налогом будет облагаться только тот процент дохода, который контролируется акционером.

В то же время BEPS не раскрывает понятия контроля, в то время как ATAD четко предусматривает, что контролем считается прямое или непрямое владение голосующими акциями, капиталом или уполномоченное получение доходов компании.

Что касается налогооблагаемого дохода, то здесь следует сразу отметить, что не весь получаемый КИК доход автоматически будет засчитываться как доход контролирующего лица.

Для определения налогооблагаемого дохода существует два подхода. Первый из них – трансакционный. Он подразумевает, что все пассивные доходы, полученные КИК, будут облагаться таким налогом независимо от государства регистрации такой иностранной компании (то есть таким государством может быть как офшор или низконалоговая юрисдикция, так и юрисдикция с вполне классическим режимом налогообложения).

При использовании второго подхода – юрисдикционного – во внимание принимается только юрисдикция КИК: если компания зарегистрирована в офшоре или низконалоговой юрисдикции, ее доход автоматически подлежит налогообложению в стране резидентства ее акционера.

При определении того, является ли компания КИК, ОЭСР рекомендует проводить как правовой, так и экономический анализ. Последний заключается в понимании конечного бенефициара при различных обстоятельствах, таких как передача, прекращение, ликвидация компании.

При этом существуют юрисдикции, в которых правила КИК отсутствуют, однако существуют их аналоги. Так, например, в Латвии платежи, осуществляемые резидентами в пользу лиц в низконалоговых или офшорных юрисдикциях, находящихся в черных списках, облагаются 15 % налогом (за некоторыми исключениями).

Попытки внедрения

На волне офшорных скандалов в нашей стране все чаще слышатся призывы экспертов разных уровней и компетенций к борьбе с выводом активов.

Так, в мае 2016 года в ВР Украины был зарегистрирован законопроект № 4636 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о противодействии размыванию базы налогообложения и перенесению прибыли в оффшорные зоны». Данный законопроект был разработан на выполнение Действия 3 плана BEPS о КИК.

Анализ законопроекта позволяет увидеть следующие его особенности. Так, процент владения корпоративными правами для признания лица контролирующим установлен на уровне 50 % (рекомендовано BEPS). Следует обратить внимание, что во многих государствах этот порог оправданно ниже. В соседних РФ и Польше он составляет 25 %, в Венгрии и Китае – 10 %. Однако не стоит воспринимать это как недостаток. Например, 50-ти процентный порог применяется во Франции, Эстонии, Германии.

В то же время на стадии обсуждения инициативы внедрения КИК Государственной фискальной службой Украины вносились предложения о включении понятия фактического контроля, когда лицо не владеет корпоративными правами, однако фактически контролирует деятельность компании (например, в качестве ее представителя).

Законопроект распространяет свое действие только на КИК, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины. К таким относятся страны со ставкой подоходного налога менее 10 %, а также страны, с которыми не заключены соглашения об обмене налоговой информацией или об избежании двойного налогообложения. Также указаны исключения из данного правила. Так, к компании не применяются правила КИК, если: компания является стороной договора концессии, договора о распределении прибыли, участником государственно-частного партнерства; компания является эмитентом облигаций, размещаемых на международных биржах; компания является резидентом государства, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Последний пункт некоторым образом вступает в противоречие с определением самой КИК. Получается, что если ставка подоходного налога менее 10 %, но договор заключен, то правила КИК к такой компании применяться не будут.

Установлен порог прибыли, при которой начинают действовать правила КИК – пять миллионов гривен, что достаточно мало для действующего за рубежом бизнеса.

Стоит отметить, что законодательные органы не конкретизировали вид дохода, который будет облагаться налогом, а это значит, что даже если компания ведет реальную деятельность, а не используется для вывода денег, она будет облагаться налогом в нашей стране . Таким образом, за основу был взят юрисдикционный подход к определению такого дохода.

К сожалению, законопроект предусматривает только добровольное заявление резидентов о своих зарубежных компаниях и не затрагивает вопрос механизмов выявления и контроля наличия КИК.

Сомнительная эффективность

Эффективность применения правил КИК все еще остается под вопросом, так как далеко не все страны внедрили их в свое законодательство. Более того, говорить о том, что введение правил КИК в нашей стране позволит сразу вывести бизнес из тени, нельзя, поскольку эти правила будут распространять свое действие только на лиц-резидентов Украины, в то время как многие украинские предприниматели могут ими и не являться.

Для успешного функционирования правил КИК необходимо:

разработать эффективный механизм выявления данных об украинских резидентах-владельцах иностранных компаний;

наладить автоматический обмен информацией между государствами;

усовершенствовать ведение реестра бенефициаров;

выделить ресурсы для администрирования и контроля выполнения правил КИК.

Если же эти условия будут соблюдены, это существенно повысит международный рейтинг Украины в области прозрачности налогообложения. Для бизнеса же это будет означать новые вызовы в международном структурировании и необходимость уплачивать налоги со всей своей деятельности в бюджет Украины, даже если деятельность эта ведется за рубежом. В то же время, если предложенные государством меры окажутся слишком жесткими, это может побудить бизнес совсем уйти из-под украинской юрисдикции.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию