БЛОГ

Практические аспекты валютных ограничений в Украине

Практические аспекты валютных ограничений в Украине

19.05.2016
Автор: Юлия Морозова Категория: Банковский сектор

Не секрет, что валютные ограничения, связанные с осуществлением платежей за рубеж, активно применяются Национальным банком Украины. Они напрямую затрагивают импортеров и экспортеров, которые вынуждены подстраиваться под действующие ограничения, структурируя платежи и сделки с нерезидентами.

Поэтому утверждение о том, что существующие ограничения неативно влияют на украинский бизнес, не является ложным.

Предлагаю более детально рассмотреть основные валютные ограничения, с которыми сталкиваются украинские резиденты при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Посильное участие НБУ

Для перечисления валютных ценностей за рубеж, резиденты Украины должны получить в установленном законом порядке индивидуальную лицензию НБУ, к примеру, для инвестиций за рубеж, для размещения денежных средств, ценных бумаг на счетах в зарубежных финансовых учреждениях.

Однако действующее законодательство предусматривает перечень операций, для осуществления которых не требуется получение лицензий, в частности, в соответствии со ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Далее-Декрет) не требуют лицензии операции по перечислению валюты в пользу нерезидентов за покупку товаров/услуг, а также выплаты прибыли иностранному инвестору, операции по возврату иностранной инвестиции, выплате роялти и др.

Что касается коллизий в действующем законодательстве в сфере валютного контроля, следует отметить следующее:

  • Постановления НБУ регулируют порядок получения индивидуальных лицензий для отдельных видов операций с нерезидентами, однако, в некоторых случаях этот порядок противоречит нормам Декрета. Например, согласно ст. 5 Декрета не требуется получение индивидуальной лицензии представительствами предприятий и организаций Украины за рубежом, которые не осуществляют коммерческой деятельности, с целью размещения средств за рубежом. В тоже время Постановление НБУ №485 предусматривает перечень случаев, которые не требуют получения лицензии, тем не менее, в этом перечне отсутствует пункт, указанный в Декрете, о котором указано выше. На практике некоторые банки не пропускают такую операцию мотивируя тем, что для этого требуется получение индивидуальной лицензии. Также не подлежат лицензированию дарение и наследование зарубежных активов. Поэтому украинский бизнес практикует заключение фиктивных договоров дарения.
  • На практике существуют трудности при осуществлении деятельности постоянными представительствами нерезидентов (Далее-ППН). Все дело в том, что Постановление НБУ №281 содержит существенные пробелы, в виду чего возрастают риски отказа в покупке валюты ППН для расчетов с нерезидентами. Так, Постановление НБУ №281 не дает оснований для покупки /обмена иностранной валюты по текущим торговым операциям ППН. Вышеуказанное Постановление НБУ дает основания покупать/обменивать иностранную валюту по торговым операциям исключительно клиентам-нерезидентам. Как результат, у банков есть основания отказать ППН импортерам. Примечательно, что ППН имеют право покупать/обменивать валюту для неторговых операций, а также с целью оплаты участия в международных симпозиумах, семинарах, конференциях, выставках, культурных и спортивных мероприятиях.
  • Дискриминационными можно считать положения Постановления НБУ №492 касательно оснований для перечисления валюты за рубеж ППН в сравнении с основаниями для осуществления такой операции юридическими лицами-резидентами. Тем не менее ст. ст. 3-4 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» предусматривает право ППН осуществлять импортные операции.

Ограничения, связанные с покупкой услуг(работ), а также с выплатой роялти (установлены Постановлением НБУ № 597) предусматривают, что в случае, если сумма выплат превышает 50 тыс. Евро в календарный год, необходимо предоставить акт о соответствии цен конъюнктуре рынка на сумму превышения. Без акта ценовой экспертизы Государственного предприятия «Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков» перечисление валюты нерезиденту не состоится. Также требуют предоставлять сведения о ресурсах, о штате сотрудников, изучается сайт контрагента-нерезидента. То есть последнее время уделяется особое внимание реальности и экономической обоснованности покупки работ/услуг у нерезидента.

Стабилизационные ограничения

Отдельными постановлениями НБУ устанавливаются «временные» ограничения, начиная с 2014 года. На данный момент таким является Постановление № 140, которое действует с 05.02.2016 г. до 08.06.2016 г.

Ключевые ограничения, предусмотренные данным актом: «правило 90 дней» - в случае экспорта товаров/услуг на условиях пост-оплаты или импорта товаров/услуг на условиях предоплаты деньги или товар/услуга должны поступить в Украину в течение 90 календарных дней. В случае нарушения данного срока к резиденту за каждый день просрочки применяется пеня в размере 0,3% от суммы недополученной резидентом выручки в иностранной валюте или стоимости не поставленного товара/услуги. Отметим, что ЗУ «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» предусматривает не 90-дневный, а 180-дневный срок завершения импортной/экспортной операции. 90-дневный срок носит временный характер.

В связи с этим возникают следующие сложности:

1. Банки (как агенты валютного контроля) придерживаются подхода, согласно которому любое перечисление средств нерезиденту должно подтверждаться актами выполненных работа или грузовыми таможенными декларациями, что, в свою очередь, приводит к невозможности предусматривать специфические моменты расчетов по внешнеэкономическим договорам).


2. «Правило 90 дней» делает невозможной уступку права требования к нерезиденту в виду того, что должна быть одна сторона передает, а вторая сторона что-то получает, это могут быть работы, услуги или валюта.


3. Обязательная продажа 75 % валютной выручки резидентов и обоснованный данным требованием запрет зачетов по экспортным операциям (запрет на зачеты применяется к требованиям в валюте 1-й группы классификатора, в рублях, а также в иных валютах, если общая сумма прекращающихся зачетом обязательств по одному договору превышает эквивалент 500 000 долларов США);


4. Запрет на досрочное погашение любых платежей по договорам займа, в которых кредитором выступает нерезидент. Учитывая вышеизложенный запрет, рекомендуем в договорах займа со связанными кредиторами-нерезидентами прописать ежеквартальное/ежегодное погашение процентов по займу и части займа. Дополнительные соглашения со связанными лицами дадут возможность отсрочить погашение по договору займа. При этом у заемщика –резидента останется возможность оперативно осуществлять выплаты за рубеж. Очевидно, что из-за валютных ограничений нецелесообразно указывать в договоре займа условия, которые предусматривают погашение займа и процентов по займу в конце срока с правом досрочного погашения.


5. Запрет на покупку иностранной валюты резидентов, если суммарно на текущих или депозитных счетах в банках у них содержится 25 тыс. долларов США и более. В этом случае резидент должен использовать сумму, которая у него уже есть в наличии.


6. Запрет на покупку и/или перечисление иностранной валюты, если НБУ прямо запрещает такую операцию, а также если НБУ запрашивает дополнительные документы по такой операции;


7. Запрет на покупку и перечисление иностранной валюты в целях возврата полученных иностранным инвестором средств от продажи ценных бумаг украинских эмитентов (кроме продажи государственных облигаций Украины, долговых ценных бумаг на фондовых биржах), а также в целях продажи корпоративных прав, не оформленных акциями, уменьшения уставных капиталов, выплат при выходе иностранного инвестора из хозяйственных обществ, выплат дивидендов. Вследствие этих запретов иностранные инвесторы фактически лишаются самых простых способов возврата инвестированных в Украину средств и получения прибыли от инвестиций.

Также планирование любой выплаты на нерезидента обязательно должно включать анализ следующих вопросов:

  • необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ;
  • возможность купить иностранную валюту;
  • возможность перечислить иностранную валюту;
  • соответствие «правилу 90 дней».

Поскольку банки как агенты валютного контроля наделены существенными полномочиями в вопросах применения валютных ограничений, важным моментом является согласование с обслуживающим банком всех аспектов выплат по внешнеэкономическому контракту на этапе обсуждения проекта договора с контрагентом-нерезидентом.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию