БЛОГ

Последний рубеж. Что ждет украинскую экономику после 2015 года?

Последний рубеж. Что ждет украинскую экономику после 2015 года?

26.10.2015
Источник:  Контракты.UA
Автор: Наталья Ульянова Категория: Налоги и государство

«Дно» уже рядом

Ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что рецессия в 2015 году достигнет своей наибольшей глубины. Пока что наиболее сдержан в своих оценках итогов завершающегося года Кабинет министров. Согласно заявлениям Министерства экономического развития и торговли, в 3-4 квартале темпы падения ВВП замедлятся, и по результатам года составят 8,9%. Однако такие ожидания не разделяет Национальный банк. В НБУ предполагают, что падение ВВП достигнет 11,5%. Его поддерживает и Международный валютный фонд, который с начала 2015 года трижды пересмотрел свой прогноз, ухудшив его с 5,5% до 11%.

Такой обвал ВВП отнюдь не кажется фантастикой, с оглядкой на троекратную девальвацию гривны, которую Украина пережила с 2014 года. И отложенный эффект этого ослабления валюты отечественная экономика ощутила на себе как раз в этом году. Не менее красноречивы и темпы инфляции, которые по итогам текущего года могут достичь 45-50%. Все это, разумеется, отражается на темпах промышленного производства, которое только за 8 месяцев 2015 года сократилось на 18%. Хотя за весь 2014 год, к примеру, сокращение составило 10,7%.

Не радуют настроения потребителей и их платежеспособный спрос. Речь о показателе оборота розничной торговли, который в 1 полугодии снизился на 25% по сравнению с январем-июнем 2014 года. Фактически, Украина лишилась единственного драйвера, который хоть как-то «подогревал» увядающую украинскую экономику. А сокращение промышленности и торговли явно не лучшим образом сказывается на внешнеторговом балансе. Да, его сальдо по итогам 1 полугодия текущего года положительное, 2,9 млрд долларов. Но это результат того, что импорт попросту сокращается большими темпами, нежели экспорт. Падение по данным статьям в январе-июне по сравнению с 1 полугодием 2014 года достигло 37% и 34% соответственно. К тому же, уменьшается приток валюты, что в условиях долгового кризиса болезненно отражается на выполнении обязательств.

Виден свет

И все же, на 2016 год и правительство, и внешние кредиторы смотрят с приподнятым настроением. Кабмин еще в августе утвердил прогноз экономического и социального развития Украины на 2016-2019 годы. Этот документ содержит два сценария: пессимистический (как показывает практика, он более реалистичен) и оптимистический.

Согласно ожиданиям правительства, уже в 2016 году возможен рост ВВП до 2% (в худшем случае – падение на 0,3%). В 2017 году валовый внутренний продукт вырастет на 1-3,5%, а в 2018 году, равно как и в 2019, ожидается рост на уровне 3-4%. При этом в 2016 году уровень инфляции в Украине составит 12-14,7%, в 2017 году ее темпы замедлятся до 8,1-10,3%, а в 2018 и 2019 годах - до 5,5-5,8%.

Национальный банк в данном случае более оптимистичен, нежели Кабмин. Ведомство Валерии Гонтаревой предполагает, что ВВП в уже в 2016 году вырастет на 3,1% при темпах инфляции около 11,5%.

МВФ, напротив, чуть более скромен в своих оценках, склоняясь больше к расчетам Кабинета Министров, и прогнозируя рост ВВП на уровне 2% в 2016 году. Ко всему прочему международный валютный фонд ожидает снижение уровня безработицы, с 11,5% по итогам 2015 года до 11% в 2016 году. Однако предупреждает, что украинская экономика будет находиться под существенным давлением внешнего долга, уровень которого вплоть до 2019 года останется на отметке, превышающей 90% ВВП.

Впрочем, если отбросить скептицизм, сценарий восстановления экономики достаточно реалистичен. Хотя бы по той причине, что нижняя точка падения действительно практически достигнута. А в виду низкой базы сравнения, добиться пусть и минимальной динамики ВВП и других ключевых показателей будет вполне реально.

Однако, если рассуждать объективно, оживление экономического роста неразрывно связано с реформами со стороны действующих властей, а также настроением инвесторов. С теми сигналами, которые будут свидетельствовать о снижении административного и коррупционного давления на бизнес.

Меньше давления

Пока же подавляющее большинство украинских компаний пребывает в состоянии перманентной миграции. Иными словами, бизнес просчитывает отходные пути для переноса своей деятельности за пределы Украины на тот случай, если ситуация внутри страны резко обострится. Причем, это касается как производственных и торговых компаний, так и представителей высокотехнологичного и инновационного секторов, которые столкнулись с резким усилением противодействия со стороны правоохранительных органов. Только с начала 2015 года IT-компании подверглись десяткам несанкционированных проверок с изъятием документации и оборудования.

Вторая важная составляющая оздоровления экономики – реформирование налоговой системы. Перманентно налоговая реформа в Украине длится уже второй год. Но в реальности помимо пересмотра ставок отдельных налогов (и как правило, в сторону увеличения), а также точечных новаций в отношении администрирования (и далеко не всегда успешны, если обратить внимание на то, чем обернулось введение НДС-счетов), коренных изменений в самой парадигме налогообложения нет. Изменений, которые приведут к созданию нормального климата для развития бизнеса, а Государственную фискальную службу наделят не «полицейскими», а сервисными функциями, призванными сделать уплату налогов максимально простой и прозрачной.

И, невзирая на то, что буквально в ближайшую неделю Министерство финансов вместе с профильным комитетом парламента презентуют финальную концепцию налоговой реформы, ожидания бизнеса в ее отношении также достаточно пессимистичны. Именно поэтому компании находятся в постоянном поиске комфортных с точки зрения налогообложения и его предсказуемости юрисдикций. Как в Западной Европе, так и Азии. И в 2016 году эта тенденция сохранится, поскольку даже если качественные изменения в сфере налогообложения и будут, положительный эффект будет ощутим не раньше 2017-2018 годов.

Плюс ко всему, важную роль в борьбе с рецессией играет дерегуляция и снижение степени вмешательства государства во все сферы экономики в принципе. Причем, в этом направлении уже сделаны достаточно весомые шаги. Это и ликвидация в течение 2014-2015 годов боле 100 разрешительных документов и процедур, в том числе отмена множества разрешений и лицензий; и открытие свободного доступа к информации в государственных реестрах; и внедрение моратория на проверки и инициатива по его пролонгации вплоть до середины 2016 года.

Вместе с тем, бюрократическая нагрузка остается все еще чрезмерно высокой, а борьба с ее проявлениями ведется несистемно. В итоге, компании сталкиваются со злоупотреблениями в чиновничьих кабинетах, и ради сохранения бизнеса, клиентов и партнеров вынуждены искать обходные пути, что снова-таки выливается в коррупцию. А бизнес, в свою очередь, все чаще присматривается к тем возможностям, которые открываются для него за пределами Украины.

Вернуть и сохранить

Конечно, Кабмин, и Нацбанк могут оперировать красноречивыми прогнозами в отношении ключевых макропоказателей. Но для их достижения необходимо, прежде всего, позаботиться о сохранении бизнес-сообщества в Украине как такового. Ведь по неофициальным данным, за последний год в нашей стране количество предпринимателей и компаний сократилось более чем на 30%. Многие из них не выдержали потерю рынков сбыта и свернули деятельность. Об этом, кстати, говорил и министр экономического развития Айварас Абромавичус, по словам которого более миллиона лиц из сферы МСБ лишились рабочих мест.

Однако в том же МЭРТ не очень любят упоминать о том, что многие компании попросту ушли за пределы Украины. И это проблема, ведь именно они создают ту самую добавленную стоимость, на положительную динамику которой так надеется правительство. А значит, пока у бизнеса не будет весомых стимулов вести свою деятельность здесь, не опасаясь нападок со стороны налоговиков и прочих ревизоров, рост ВВП так и будет призрачной цифрой, вписанной в закон о госбюджете.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию