БЛОГ

Понижая давление или как власти пытаются облегчить жизнь бизнесу

Понижая давление или как власти пытаются облегчить жизнь бизнесу

10.04.2015
Источник:  Business.UA
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Оптимизация налогообложения

Украина давно имеет статус государства с одними из самых сложных условий ведения бизнеса и запутанным налогообложением. И хотя действующее правительство гордо рапортует о том, что в авторитетном рейтинге Doing Business в 2015 году Украина поднялась со 112 на 96 место, работы у властей по борьбе с бюрократией еще непочатый край.

Однако есть надежда на то, что в ближайшее время деловой климат в Украине действительно начнет улучшаться, поскольку реформирование бизнес-среды является одним из требований МВФ. К тому же, власти уже делают первые в этом направлении шаги. Последний из них – закон №191-VIII, вступивший в силу буквально на днях.

Вторая попытка

На самом деле, украинский парламент всерьез коснулся вопроса упрощения ведения бизнеса еще год назад, 9 апреля. Именно тогда был принят законопроект №2436а, который предусматривал ликвидацию 113 разрешительных документов и процедур в сфере хозяйственной деятельности. Наибольшее количество разрешений было отменено в сфере управления Минприроды и Минагрополитики.

Например, ликвидирована обязательная сертификация качества зерна и продуктов его переработки, упразднено согласование размещения предприятий, деятельность которых связана с использованием водных объектов. Кроме того, теперь на разрешительные органы возлагается обязательство получать все согласования, необходимые для выдачи разрешительных документов.

В феврале 2015 года Верховная Рада вновь вернулась к дерегуляции, приняв законопроект №1580, а уже в начале апреля этот закон вышел из администрации президента с подписью главы государства (закон №191-VIII).

Главная задача этого документа – привести законодательство в отдельных сферах хоздеятельности в соответствие с правовым климатом Европейского союза, упростить регистрационные процедуры, уменьшить их количество.

Прежде всего, закон предусматривает ликвидацию разрешительных центров и предоставление админуслуг по выдаче документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности через специальные центры. Фактически, речь о создании так называемого «единого окна», о котором власти говорят уже не первый год.

Однако, еще более важное изменение – это сокращение всевозможных бюрократических процедур, которые давят на бизнес. В целом, благодаря закону №191-VIII отменяется почти полсотни лицензий, разрешений в промышленности, пищепроме, сельском хозяйстве, предпринимательской сфере, медицине, строительстве, туризме.

Например, упраздняются лицензии на добычу и обработку драгметаллов и камней, лицензия на перевозку радиоактивных материалов, разрешение на производство детского питания, сертификат на фасованную питьевую воду, разрешение не ввоз ветеринарных препаратов, некоторые обязательные условия для договоров аренды земельных участков, лицензия на торговлю жидким биотопливом, лицензия на импорт медпрепаратов, лицензия на строительство и на туроператорскую деятельность.

Помимо того, принятый закон №191-VIII отменяет административную ответственность за использование земельных участков сельхозназначения для ведения производства без проектов землеустройства. Плюс ко всему, переоборудование и перепланировка жилых домов и помещений частного жилого фонда без вмешательства в несущие конструкции и инженерные системы не будут нуждаться в получении разрешительных документов.

Сказать – не сделать

Несмотря на внушительный перечень изменений, нужно отдавать себе отчет в том, что все то, что хорошо выглядит на бумаге, далеко не всегда работает на практике. Например, толку от того, что в апреле 2014 года депутаты отменили еще больший перечень разрешений и согласований (как уже было сказано, 113)? В условиях общей забюрократизированности государственной «машины» бизнес практически не ощутил послаблений. И есть подозрение, что также произойдет и в этот раз.

Да, формально требование получать ту или иную бумагу будет отсутствовать, но это даст поводы для коррупционных проявлений со стороны чиновников и затягивание прочих процедур, связанных с оформлением тех или иных документов. Подтверждение тому – все тот же рейтинг Doing Business, который на сегодня уже учитывает изменения по дерегуляции, произошедшие в 2014 году. Причем, изменения фактические, а не задекларированные. Увы, они почти неощутимы.

Так, по легкости регистрации предприятий наша страна находится на 76 месте (в 2014 году, к слову, это было 69 место), по регистрации собственности – на 59 месте (здесь мы немного улучшили свои позиции), по получению разрешений на строительство – на 70 месте (до этого было 68 место), по международной торговле – на 154 месте, по налогообложению – на 108 месте (в данном случае тоже есть прогресс, до этого было 157 место).

Вместе с тем, очень многие вопросы, связанные с комфортом для предпринимателей, а также средних и крупных предприятий, остаются в подвешенном состоянии. Начиная от внедрения электронного документооборота и налоговой отчетности во всех сферах бизнеса, и заканчивая «цифровым» правительством и полноценным внедрением принципа «единого» окна.

Кроме того, кажущаяся на первый взгляд позитивом массовая отмена разрешений и лицензий далеко не всегда таковой является. Особенно если речь идет о перевозке опасных веществ, о контроле качества пищевой продукции, о поставке, производстве и продаже медицинских препаратов и подобных им веществ. В данном случае, напротив, со стороны государства должен быть более пристальный контроль с целью не допустить контрабанду и засилье конфиската.

Впрочем, до конца года властям предстоит провести еще немало реформ. В том числе, касающихся налогообложения и администрирования бизнеса. Главное, чтобы эти реформы проводились не для «галочки», а с учетом реальных запросов со стороны бизнес-сообщества.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию