БЛОГ

Организация международной торговли. Торговые компании Азиатского и Европейского регионов.

Организация международной торговли. Торговые компании Азиатского и Европейского регионов.

20.06.2014
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Структурирование иностранного бизнеса

Оффшорные схемы всегда были эффективным инструментом международной торговли, которые позволяли значительно снизить налоговую нагрузку и, как следствие, повысить конкурентоспособность товаров (услуг) на украинском и зарубежных рынках и увеличить рентабельность бизнеса.

В Украине схемы ведения экспортных и импортных операций с участием оффшорных и неоффшорных компаний, зарегистрированных в благоприятных для этого юрисдикциях, всегда были очень популярны в различных индустриях, в том числе в таких бюджетообразующих для страны отраслях, как аграрный сектор и металлургическая промышленность.

Просто и эффективно

Наиболее распространенные в мире схемы ведения международной торговли с использованием оффшорных компаний – предельно просты. Речь идёт о так называемом трансфертном ценообразовании (transferpricing), также известном под термином «реинвойсинг».

Так, при экспортных операциях украинский поставщик, вместо того, чтобы заключить внешнеэкономический контракт напрямую со своим заказчиком, продает товар собственной оффшорной торговой компании с минимальной торговой наценкой (и, соответственно, несет в Украине минимальную налоговую нагрузку). Оффшорная компания, в свою очередь, осуществляет поставку покупателю по рыночным ценам и аккумулирует у себя львиную долю прибыли. Естественно, что оффшорный посредник существует лишь на бумаге, тогда как товар физически двигается непосредственно к покупателю.

Подобные схемы практикуются и при импортных операциях. Собственная оффшорная компания может закупать товар у поставщика по рыночным ценам, а затем продавать его украинской компании-импортеру по цене, близкой к розничной (таким образом, размывается база налогообложения налогом на прибыль и НДС в Украине). Возможен и противоположный вариант – цена импорта искусственно занижается, чтобы минимизировать таможенные пошлины и «ввозной» НДС.

Налоговое законодательство Украины содержит определенные защитные механизмы от таких схем оптимизации (так, например, п. 161.2 Налогового кодекса Украины ограничивает возможность размытия базы налогообложения налогом на прибыль путем импортных закупок у оффшорных компаний), однако более сложные варианты позволяют обойти эти ограничения.

Например, распространение получила агентская схема, в которой принимает участие оффшорная компания (поставщик или покупатель) и компания – посредник (агент), зарегистрированная в одной из респектабельных неоффшорных юрисдикций, которая от собственного имени (но в интересах своего оффшорного принципала) ведет дела с украинскими компаниями. За применение агентской схемы приходиться расплачиваться высокими налогами, которые придётся уплатить агентской компании с суммы своего агентского вознаграждения. Однако она позволяет беспрепятственно провести 90-95% суммы из оффшора в Украину (либо наоборот), не показывая в каких-либо документах, к которым имеют доступ украинские фискалы, оффшорную компанию.

Работа с Европой

Выбор страны, в которой целесообразно основать оффшорную торговую компанию, зависит от многих факторов, включая бюджет проекта, требуемое соотношение эффективности и надежности схемы, а также географию ведения бизнеса.

До сих пор самой популярной юрисдикцией для организации торговли со странами Европейского Союза (ЕС) и не только с ними у украинского, равно как и у российского бизнеса, была Республика Кипр. Неоффшорный характер этой юрисдикции (и, следовательно, отсутствие её в «чёрной списке» Кабинета министров Украины), но при этом вполне приемлемая ставка налога на прибыль (до недавнего времени 10%) делали островную республику очень привлекательной для ведения торговли с Европой. Позиции Кипра, однако, серьёзно пошатнулись вследствие банковского кризиса 2013 года, когда многие торговые операции оказались сорваны или поставлены под угрозу вследствие «заморозки» денежных средств на счетах кипрских банков. В связи с этим многие представители украинского бизнеса сейчас ищут альтернативу утратившим доверие кипрским банкам, а некоторые – также и своим кипрским торговым компаниям. В качестве альтернатив рассматривается широкий круг юрисдикций, начиная от близкой Латвии и заканчивая неожиданной на первый взгляд Ирландией.

Если говорить об агентской схеме, то несомненным «чемпионом» здесь является Великобритания. Ведение торговых операций с оффшорными компаниями через «независимых посредников» - агентские компании, зарегистрированные в Объединенном королевстве, может принести бизнесу ощутимые плоды, однако требует определенных финансовых затрат и обстоятельного подхода к организации схемы, чтобы она не провалилась. Во-первых, английская компания не должна быть очевидной «пустышкой»: требуется создание эффекта ощутимого присутствия на Туманном Альбионе вплоть до аренды офисного помещения. Во-вторых, важным является независимый статус посредника, который должен подтверждаться отсутствием видимых отношений контроля между английской компанией и её контрагентами, участвующими в схеме и тем, что в схеме должны фигурировать несколько формально независимых друг от друга принципалов.

Работа с Азией

Учитывая укрепление Китая в роли одного из лидеров на мировой экономической арене, а также наличие в азиатском регионе ряда других стран с мощным и бурно развивающимся производственным комплексом (Япония, Республика Корея, Малайзия, Таиланд и другие), не удивительно, что многие отечественные компании налаживают торговые связи с Азией.

Основными налоговыми гаванями, которые активно используются для ведения международной торговли в Азии, являются деловые центры мирового масштаба - Сингапур и Гонконг (Сянган). Немногим менее популярны, но также интересны Макао (Аомэнь), султанат Бруней и еще ряд юрисдикций.

Приобретение и содержание компании в Сингапуре или Гонконге обойдется несколько дороже, чем в более привычных украинскому потребителю странах, таких как Кипр или Британские Виргинские острова. Однако при наличии существенных объёмах торгового оборота с Китаем или другими странами Азии понесенные затраты быстро окупаются.

Бывшая британская колония Гонконг, хотя и является ныне частью социалистической страны – КНР, имеет статус специального административного района и живет в совершенно иных экономических реалиях, нежели Китай. Бизнес-структуры всего мира, налаживающие торговлю с китайскими партнерами, начинают с регистрации в Гонконге компаний с безналоговым статусом (taxexemption), которые позволяют не только оптимизировать налогообложение операций с Китаем, но и обрести присутствие в одном из всемирно признанных финансовых центров, который пользуется доверием у иностранных партнеров всего мира.

Сингапур называют одним из четырёх «азиатских тигров» - стран, совершивших аномальный экономический скачок начиная с 60-ых годов прошлого века. На данный момент это ультрасовременный бизнес-центр, который славиться одной из наиболее надежных в мире банковских систем и, не являясь по сути офшором, тем не менее предлагает нерезидентным компаниям очень привлекательные условия налогообложения.

Новые реалии

Говоря об организации международной торговли, нельзя обойти вниманием и такую малоприятную тему, как внесение в конце 2013 года ряда изменений в законодательство Украины, направленных на пресечение применения трансфертного образования в торговых операциях.

Краткая суть нововведений, предусмотренных Законом Украины от 04.07.2013 года № 408-VII, сводиться к тому, что торговые операции с иностранными компаниями, в стране резидентности которых ставка налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 или больше процентных пунктов отстает от украинской (на данный момент - 18%) получают статус «контролируемых» и становятся объектом специального контроля фискальных органов, в процессе которого налоговые показатели, декларируемые по этим операциям, могут быть скорректированы в соответствии с обычными рыночными ценами, определенными на основании статистических данных. Идея не принадлежит украинскому законодателю, а была позаимствована у Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Надо отметить, что механизм трансфертного ценообразования ранее был внедрен также и в Российской федерации.

Нововведение заставило пересмотреть взгляды на некоторые наиболее популярные в международной торговле оффшорные схемы, однако отнюдь не является причиной для поголовного отказа от них. Международная торговля продолжает вестись российскими и украинскими бизнес-группами с привлечением нерезидентных компаний в подходящих юрисдикциях, и вряд ли это измениться в обозримом будущем.

Важно, что на данный момент объектом контроля в Украине выступают лишь те операции, объём которых с одним контрагентом превышает 50 миллионов евро в год. Лишь очень крупный бизнес не сможет перестроить свою структуру (в том числе путем разведения финансовых потоков по разным нерезидентным компаниям) таким образом, чтобы не превысить этот предел.

Однако даже и в случае такого превышения определенный простор для оптимизации остаётся, хотя и придётся несколько умерить аппетиты. Если торговые операции проводятся через юрисдикции, не входящие в новый «чёрный список» Кабинета министров Украины, или же если отклонение от рыночных цен в контролируемых операциях является небольшим и трудно доказуемым для фискалов, налоговые риски остаются достаточно умеренными.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию