БЛОГ

Corporate Tax 2016, 4th Edition

Corporate Tax 2016, 4th Edition

25.08.2016
Источник:  Global Legal Insights
Категория: Налоги и государство


1. Обзор корпоративной налоговой работы по сравнению с прошлым годом.

В данный момент в Украине, налоговые юристы все еще преимущественно заняты в сфере судебной практики. При этом доля рынка, связанная с налоговым структурирование и консультированием значительно, выросла по сравнению с предыдущими годами.

Так, как и ранее, практически любая налоговая проверка заканчивается вынесением налогового уведомления-решения и доначисления налоговых обязательств; к несчастью – часто по формальным основаниям. Налоговое органы Украины не отказались от репрессивного подхода и продолжают часто злоупотреблять предоставленными им полномочиями в процессе осуществления налоговых проверок.

Поскольку уровень давления налоговых органов носит системный характер он, во многом, формирует спрос и направление развития рынка юридических услуг. В таких условиях многие предприятия начали стремится реструктурировать бизнес таким образом, чтоб минимизировать риски, связанные с налоговой проверкой, а также совместно решить многие экономические проблемы, созданные особым режимом валютного регулирования в Украине, нестабильностью гривны и украинской банковской системы.

В 2014 году правительство Яценюка объявило мораторий на осуществление налоговых проверок малого бизнеса (с ежегодным доходом до 20 млн. гривен – ок. 800 000 долл. США по текущему Курсу) длиной в три года. Кроме этого положения Налогового Кодекса Украины (далее – «НКУ») позволяют не осуществлять коррекцию финансового результата для целей налогообложения согласно нормам НКУ тем налогоплательщикам, доход которых в данном отчетном периоде не превышает те же 20 000 000 гривен.

Стоит отметить, что отсутствие необходимости осуществлять коррекцию, согласно нормам НКУ, в том числе позволяет избежать применения норм трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»), которые в текущих условиях являются значительным источником риска. Поэтому востребованной услугой в сфере налогового консультирования является дробление бизнеса на небольшие предприятия с ежегодным доходом до 20 000 000 гривен.

Поскольку, согласно Постановлению Национального банка Украины №140 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» и Декрету Кабинета Министров Украины «Об осуществлении расчетов в иностранной валюте», 75% валютной выручки в валютах первой категории (доллары США, Евро, Фунты, Швейцарские франки, Евро и др. валюты) украинских предприятий подлежит обязательной продажи в течении 1 дня с момента поступления и, учитывая стремительное обесценивание гривны по отношению к иностранной валюте, украинские предприятия лишены возможности эффективно хеджировать свои валютные риски и часто теряют значительную часть прибыли.

Поэтому популярной услугой и техникой так же стало структурирование подконтрольных иностранных компаний-посредников за рубежом. Осуществляя операцию через иностранное предприятие-посредника, которое находится вне рамок украинского валютного регулирования, многие украинские предприятия избегают валютных рисков, а также, в некоторых случаях, получают налоговые преимущества. Риски, связанные с ТЦО исключаются посредством дробления бизнеса на предприятия с доходом менее 20 000 000 грн. либо с помощью эксплуатирования изъянов в ТЦО, позволяющих избежать контроля над операциями между связанными лицами.

В судебной сфере стоит отметить более широкое применение судебных доктрин (GAAR) налоговыми органами. Ранее практика применения техник присвоения НДС украинским бизнесом похожих на Missing trader fraud/VAT carosel fraud, была очень распространена. Поскольку судебные доктрины в свое время стали единственным инструментом борьбы с подобными схемами они получили сильное развитие и широкое применение в судах. Со временем доктрины и принципы, которые формировались в делах о НДС, начали применятся и в делах, связанных с налогом на прибыль.

2. Значимые дела и темы.

В Украине довольно сложно выделить крупные сделки/дела в сфере налога на прибыль. При этом стоит выделить, что в данный момент в Верховной Раде идут активные обсуждения внедрения массивного антиофшоризационного законодательства, адаптации законодательства согласно рекомендациям плана BEPS, присоединения к автоматическому обмену налоговой информацией.

В то же время стоит подчеркнуть периодическое и изменчивое внимание к нормам, регулирующим налогообложение институтов совместного инвестирования (далее – «ИСИ») – национального аналога инвестиционных фондов, которые являются эффективным инструментом для налогового структурирования.

Так, согласно положениями НКУ, освобождаются от налогообложения средства совместного инвестирования, а именно: средства, внесенные учредителями корпоративного инвестиционного фонда, средства и другие активы, привлеченные от участников института совместного инвестирования, доходы от осуществления операций с активами института совместного инвестирования, доходы, начисленные по активам института совместного инвестирования, и другие доходы от деятельности института совместного инвестирования (проценты по займам, арендные (лизинговые) платежи, роялти и т.д.). Данная норма повлекла за собой применение секъюритизаций для оптимизации налогообложения, в первой очереди в аграрной и строительной индустриях.

Как правило применение ИСИ для оптимизации налогообложение осуществляется различными способами, стоит остановить свое внимание на наиболее лаконичном – с использованием деривативов:

  1. Производитель продает за символическую стоимость подконтрольному ИСИ опцион на приобретение актива (объект недвижимости, урожай) по цене близкой к себестоимости.
  2. Покупатель приобретает опцион у ИСИ по цене в размере реальной прибыли Производителя и реализуя опцион выплачивает объем себестоимости Производителя.

Таким образом, вся реальная прибыль Производителя, посредством внедрения ИСИ и секъюритизации, перенесена в подконтрольный ИСИ, прибыль которого не подлежит налогообложению, согласно НКУ.

На наш взгляд существование подобного механизма возможно в связи с тем, что нормы ТЦО в Украине признают контролируемыми исключительно операции с нерезидентами Украины.


3. Ключевые события, влияющие на корпоративное налоговое законодательство.

Ставка налога на прибыль составляет 18%. Субъектами налогообложения являются предприятия-резиденты и постоянные представительства нерезидентов.

Доходы нерезидентов так же подлежат налогообложению налогом на доходы (прибыль) нерезидента источником происхождения из Украины, который является частью налога на прибыль и взымается по ставке 15%, кроме случаев, когда иная ставка не предусмотрена Соглашением об избежании двойного налогообложения.

Данный налог удерживается резидентом в момент выплаты нерезиденту и взымается со всех видов доходов нерезидента (НКУ, в частности упоминает проценты, дисконтные доходы, дивиденды, роялти, фрахт и доходы от инжиниринга), лизинговая / арендная плата, доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, прибыль от осуществления операций по продаже или иного отчуждения ценных бумаг, деривативов или других корпоративных прав, доходы, полученные от осуществления совместной деятельности на территории Украины, доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины, вознаграждение за осуществление нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины, брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, относительно услуг, предоставленных на территории Украины, взносы и премии на страхование, доходы, полученные от деятельности в сфере развлечений, доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований и другие доходы, кроме доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Как было отмечено ранее, в случае, если доход налогоплательщика в отчетном периоде не превышает 20 000 000 грн. он, при подаче налоговой декларации, может сделать выбор не осуществлять коррекцию финансового результата, согласно нормам НКУ о налоге на прибыль.

НКУ сохраняет положения о коррекции финансового результата по следующим операциям:

  • по выплате роялти (в состав расходов включается не более 4% дохода от реализации товаров/работ/услуг с использованием объекта интеллектуальной собственности; превышение порога в 4% допускается в случае, если операции осуществляется с соблюдением принципа вытянутой руки)
  • при выплате процентов – тонкая капитализация (в состав расходов резидента-заемщика включается не более 50% EBITDA, в случае, если объем заимствований у нерезидентов в 3,5 и более раз превышает собственные средства резидента-заемщика)

Кроме этого валютное законодательство Украины предусматривает необходимость регистрации договоров займа между резидентами и нерезидентами в НБУ, устанавливает граничные ставки по таким договорам займа (9,8% для договоров сроком менее 1 года, 10% для договоров, заключенных на срок от 1 до 3 лет и 11% для договоров, заключенных на срок более 3 лет, LIBOR+750 bp для договоров с плавающей ставкой) и сохраняет необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ для инвестирования резидентами Украины за рубеж (приобретение корпоративных прав и ценных бумаг иностранных компаний) и размещения средств на счете в иностранном банке.

Нормы ТЦО предусматривают коррекцию финансового результата в случае занижения договорной цены по отношению к среднерыночной при экспорте и превышению договорной цены над среднерыночной в случае импорта у нерезидентов из т.н. Черного списка ТЦО, связанных лиц-нерезидентов и нерезидентов-комиссионеров.


4. Внутренние дела и законодательства.

В 2016 году, в отличии от 2015 года, когда раздел налога на прибыль был переписан законодателем полностью, данный раздел НКУ практически не изменился.

В то же время налоговое законодательство в Украине неуклонно развивается в сторону введения антиофшоризационных норм. Стоит отметить, что данный процесс был сильно подстегнут Панамскими бумагами.

В данный момент существует несколько законопроектов, суммируя которые можно подчеркнуть, что в ближайшее время в налоговое законодательство Украины могут быть внесены следующие налоговые институты:

  • Правила о налогообложении контролируемых иностранных компаний

Резиденты Украины (физические и юридические лица) имеют платить в Украине налог с нераспределенной прибыли иностранных компаний, которые им принадлежат или контролируются. Вводится обязательное декларирование участия (контроля) в иностранных компаниях. Базируются на рекомендациях части 3 Плана BEPS.

  • Признание иностранных компаний резидентами Украины

Иностранные компании, место управления (контроля) над которыми фактически находится в Украине, будут признаваться налоговыми резидентами Украины. такие компании иметь обязанность встать на учет в налоговых органах и платить налоги.

  • Ограничения расходов по финансовым операциям с связанными лицами

Усиливаются ограничения по учету в налоговом учете расходов по финансовыми операциями со связанными лицами (в виде процентов, курсовых разниц). Положения базируются на рекомендациях части 4 Плана BEPS.

  • Предотвращения злоупотреблений в связи с применением договоров об устранении двойного налогообложения

Вводятся общие правила предупреждения злоупотреблений при осуществление выплат в пользу нерезидентов в связи с применением договоров об устранении двойного налогообложения. Положения на рекомендациях Части 6 Плана BEPS.

  • Предотвращение избежанию статуса постоянного представительства

Уточняются правила о налогообложении постоянных представительств нерезидентов в Украине, препятствующие искусственном избежанию этих правил. Положения базируются на рекомендациях Части 7 Плана BEPS.

  • Введение отчетности для международных групп компаний

Вводится система отчетности и раскрытия информации для групп компаний, имеют присутствие в Украине и за рубежом. Положения базируются на рекомендациях Части 13 Плана BEPS.

  • Присоединение к механизму автоматического обмена налоговой информацией

Присоединение Украины к международной системе обмена финансовой информацией, что позволит налоговым органам Украины получать информацию о состоянии и операции по счетам резидентов Украины за рубежом.

  • Другие действия

Ужесточение правил трансфертного ценообразования, введения специальных правил для трансграничной электронной коммерции


5. Налоговый климат в Украине.

К сожалению, несмотря на массивную кадровую ротацию и преобразования, которые имеют место в налоговых органах Украины, говорить об изменении налогового Климата в позитивное русло не представляется возможным.

Налоговые органы Украины, преимущественно действуют по отношению к бизнесу репрессивно, по сути выдавливая его в офшор. В то же время, законодатель усиленно трудится над тем, чтоб предоставить фискальным органам дополнительные инструменты для преодоления средств защиты, которые применяет бизнес.


6. Изменения, влияющие на привлекательность Украины для холдинговых компаний.

В данный момент положения НКУ не содержат четкого правила о том, что дивиденды, полученные из-за рубежа, не подлежат налогообложению (participation exemption). Поскольку налоговый режим ключевого платежа является неоднозначным, привлекательность Украины, как холдинговой юрисдикции является сомнительной.

Наличие режима индивидуального лицензирования НБУ операций по приобретению резидентами корпоративных прав в иностранных компаниях так же осуществляют негативный вклад в привлекательность Украины. Большинство национальных промышленных групп, как правило, используют компании на Кипре, в Нидерландах, Дании, Сингапуре и Ирландии в качестве холдингов.


7. Фокус на индустриальный сектор.

Наиболее перспективными секторами экономики Украины являются Агропромышленный комплекс, информационные технологии и фармацевтика. Из названных сфер направление развития налогового законодательства в наибольшей степени затронуло аграрную сферу.

Так, традиционно аграрии в Украине были освобождены от налогообложения налогом на прибыль. Вместо этого они подлежали налогообложению т.н. фиксированным сельскохозяйственным налогом, налогооблагаемая база которого рассчитывалась в зависимости от площади земель сельскохозяйственного назначения, обрабатываемых налогоплательщиком. В 2015 году, произошла реформа данного налога – он был включен в состав упрощённой системы налогообложения, а уровень налогового давления по этому налогу возрос примерно в 17 раз.

В условиях адаптации национального законодательства к праву Европейского Союза и критических замечаний, которые звучат в адрес упрощенной системы налогообложения (которую некоторые авторы называют state aid), существует риск еще большего повышения налогового давления по фиксированному сельскохозяйственному налогу либо его отмены, как альтернативного режима.

Уже сейчас многие аграрии в Украине готовятся к переходу на общую систему налогообложения.


8. Что дальше.

В следующем году ожидается принятие массивного антиофшоризационного закона в той или иной редакции. Это безусловно еще больше загруженность налоговых консультантов-юристов на рынке. Ситуация в Украине все еще продолжает оставаться крайне неспокойной, что проявляется в тлеющем военном конфликте на востоке Украины и нестабильностью правительства.

Украина все еще остается рискованным объектом для инвестирования, но, в тоже время, одним из наиболее многообещающих.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию