БЛОГ

Что будет с единым налогом в 2017 году

Что будет с единым налогом в 2017 году

Что будет с единым налогом в 2017 году

16.11.2016
Источник:  Газета "Деньги"
Автор: Павел Харламов Категория: Оптимизация налогообложения

ЕДИНЫЙ – НА ГРАНИ


Кабмин вроде бы решил оставить упрощенку в покое. Да и президент против наездов на предпринимателей. Но МВФ требует обратного.
Так что в будущем году единый налог может измениться до неузнаваемости. Начало – есть: удвоение «минималки» уже бьет по микробизнесу. Павел Харламов.


У нас для предпринимателей есть две новости. Начнем с хорошей. В 2017 году единый налог останется почти целым и слегка невредимым. У правительства, в том числе у Министерства финансов, нет каких-либо ясных планов по его полной ликвидации.

Кроме того, в защиту упрощенной системы налогообложения выступил президент Петр Порошенко, заявив о том, что трогать ее пока что нельзя. Более того, из проекта изменений в Налоговый кодекс, который был представлен на Национальном совете реформ 26 октября, исчез блок, предусматривавший введение так называемого «облегченного» варианта налогообложения для предпринимателей, которые платят НДФЛ. Повторяем: это все по состоянию на начало ноября, до визита ноябрьской миссии МВФ.

Но есть и плохая новость. Мы, увы, не верим в то, что упрощенку оставят в покое. Даже невзирая на убедительные слова президента.
Главный противник сохранения единого налога в нынешнем виде – МВФ. Именно он уже неоднократно намекал на то, что действующую модель налогообложения малого бизнеса нужно менять. Последний раз такой намек прозвучал в октябре. Признает это и действующая команда реформаторов.

«В ближайшее время я задам Минфину вопрос: что закладывает в понятие «упрощенка несовершенна» МВФ. Но в любом случае все альтернативные варианты, которые можно предложить, надо проработать и обнародовать заранее, чтобы люди осознали, приняли, попробовали на практике и составили свои выводы об этих альтернативах», – сообщила «Деньгам» глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.

ЧЕШУТСЯ РУКИ

Резко высказывается в адрес единого налога и советник премьер-министра Украины, словацкий реформатор Иван Миклош. По его словам, упрощенная система должна остаться только в распоряжении малого бизнеса. Не для высокооплачиваемых специалистов IT-сферы и не для юридических лиц, а для «лоточников‑палаточников». Слушать ли нам реформатора, который оставил за собой на родине выжженное фискальное поле и наихудшие среди соседних стран показатели – вопрос (см. «Деньги» N7 от 5 апреля 2016 г.).

Похожие предложения, кстати, уже исходили и со стороны профильного комитета Верховной Рады. Ровно год назад команда Нины Южаниной в своем проекте налоговой реформы предлагала запретить использование единого налога для ресторанного и отельного бизнеса. Также велась дискуссия о том, чтобы вытолкнуть из упрощенки IT-сектор. В лучшем случае – ввести для «айтишников» повышенную ставку на уровне 8%, а то и 10% оборота. И нет никаких гарантий, что депутаты не вернутся к такой идее.

Второй вариант «борьбы» с упрощенкой – это внедрение некоей параллельной альтернативной модели, которую, в теории, должны распробовать предприниматели и с легкостью перейти на нее, добровольно отказавшись от единого налога.
Минфин под руководством Натальи Яресько еще в конце 2015 года предложил такую альтернативу. По замыслу министерства, на упрощенной системе оставался нанобизнес (даже не микро-) с годовым оборотом до 300 тыс. грн. в год. Так называемая группа «А» тех самых «лоточников». Группе «Б» (а, если быть точнее, всем остальным предпринимателям) предложили платить 20% налога с разницы между доходами и затратами. Учитывая, что 300 тыс. в год в розничной торговле означают что-то около 5 тыс. грн. торговой наценки в месяц – предлагаемая система гарантировала ликвидацию «единого» в принципе.

ПРОСТЫЕ СЛОЖНОСТИ

Нечто подобное, но в более мягком варианте, инициировал в 2016 году Минфин под предводительством Александра Данилюка. Предпринимателям с годовым оборотом до 250 минимальных зарплат (около 345 тыс. грн.), занятым мелкорозничной торговлей и оказанием бытовых услуг, предлагалось платить фиксированный НДФЛ в размере 10% минимальной зарплаты и единый соцвзнос.
Предприниматели с доходом до 4000 минимальных зарплат – 18% налога с разницы между доходами и расходами (то есть с прибыли) и ЕСВ, а предприниматели с доходом от 4000 МЗП и выше должны будут платить 18% налога плюс ЕСВ и НДС на общих условиях.


«По сути то, что подается как упрощение, во многом усложнит деятельность предпринимателей, которые будут вынуждены вести (полновесную – Ред.) отчетность и уплачивать НДФЛ авансом, что очень напоминает возврат во времена авансирования налога на прибыль», – говорит управляющий партнер юридической компании ICF Legal Service Наталья Ульянова.


И, опять-таки, повторимся. Несмотря на то что эта инициатива пока что отложена, не исключено, что в 2017 году правительство к ней вернется. Равно как и к идее перекроить единый налог вдоль и поперек.

ДОРОГО? ЕЩЕ ДОРОЖЕ!

В любом случае, наиболее дешевым с точки зрения налогообложения и обналичивания по-прежнему является единый налог. В среднем, для предпринимателей 1‑й группы налоговая нагрузка, равно как и затраты на обналичку, составляют 5–7%. Для предпринимателей 2‑й группы издержки достигают 9%, для 3‑й группы – около 10% (если НДС включен в состав единого налога).
Для тех же упрощенцев, которые вынуждены платить НДС отдельно, совокупный размер налоговых отчислений возрастает до 25–27%. Правда, все это без наемных сотрудников. При наличии таковых, добавляется уплата НДФЛ по ставке 18% и единого соцвзноса по ставке 22% за каждого работника.

«Дорогой» остается деятельность предпринимателей на общей системе. Уплата НДФЛ вместе с ЕСВ приводит к тому, что «себестоимость» обналички превышает 20%. Но, как показывают расчеты, «облегченный» НДФЛ еще дороже. Затраты на налогообложение и обналичивание составляют от 20 до 40%. Все дело в том, что предприниматель платит, по сути, налог на прибыль, а также единый соцвзнос и НДС. И какой смысл в такой системе, которая приводит к росту налоговой нагрузки почти вдвое, непонятно.

Совершенно неясно, в чем выгода фиксированного 10%-го налога, если затраты на обналичку сравнимы с теми, что несут предприниматели 1‑й группы. Видимо преимущество в том, что индивидуальным предпринимателям, избравшим фиксированный 10%-й налог, не нужно регистрироваться в местных органах власти. Но если вспомнить, что постановка на учет занимает около суток, такой аргумент не выглядит убедительным для того, чтобы отказаться от упрощенки.

Впрочем, есть несколько позитивных изменений, предложенных Минфином уже с 2017 года. Они незначительны, но все же. Во‑первых, физлицам-предпринимателям дадут право не включать в доход суммы акцизного налога с реализованных подакцизных товаров. Во‑вторых, СПД на общей системе позволят уменьшать налогооблагаемую базу на размер амортизации: 15 лет для капитальных расходов; 10 лет – для зданий и сооружений; 5 лет – для машин, оборудования; 2 года – для нематериальных активов.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию