БЛОГ

Буферная зона для бизнеса

Буферная зона для бизнеса

26.11.2014
Источник:  Экономическая правда
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

Коалициада в Украине вышла на финишную прямую.

20 ноября политические силы - победители парламентских выборов -подписали коалиционное соглашение, над которым работали почти три недели.Коалиция обещает украинцам борьбу с коррупцией, судебную и налоговую реформы, переход от административного контроля к поддержке бизнеса. Теперь главное это обещание сдержать.

Пока же создается впечатление, что если в ряде случаев авторам документа удалось четко определить направления реформ, то многим блокам сильно не достает конкретики, и весьма размыта цель этих реформ.

Борьба с коррупцией. Этот раздел документа один из главных.

Соглашение предусматривает создание Национального антикоррупционного бюро уже в начале 2015 года. А во втором квартале 2015 года предлагается создать Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции.

Бесспорно, хорошая инициатива при условии, если действительно будет полностью отсутствовать политическое влияние на данный орган и будет решен вопрос с бюджетированием. То есть изначально исключим коррупцию внутри.

Следующий важный пункт - обеспечение открытости информации. Как минимум - создание единой базы открытой информации из реестров прав на недвижимость с участием чиновников и "связанных лиц".

Также планируется создание независимого госоргана по надзору в сфере обеспечения права на доступ к этой публичной информации. Непонятно только, есть ли механизм создания такого реестра, заложены ли в бюджет расходы на его создание и оправдано ли создание и содержание нескольких органов.

Несомненно, ряд конкретных мер при наличии политической воли вполне может быть эффективным. В целом, что касается борьбы с коррупцией, в документе не хватает четкого подхода по устранению причин ее возникновения.

Судебная реформа. Бесспорно, эффективная судебная власть будет способствовать борьбе с коррупцией. В соглашении есть ряд мер, реализация которых может помочь вывести судебную систему на новый уровень.

Среди конкретных шагов и предложений можно выделить введение обязательного декларирования не только доходов, но расходов судьями, а также их родственниками и связанными лицами. Главный вопрос тот же: хватит ли у власти политической воли, и кто это будет контролировать.

Из спорных моментов - назначение судей. Авторы соглашения предлагают назначать на судейские должности только на основе результатов конкурса.

При этом документ предусматривает создание единого независимого органа, который будет отвечать за назначение и увольнение судей. Есть риск, что создание такого органа заблокирует проведение люстрации. То есть создавать его до полного очищения судебной системы опасно.

Голова робочої групи з підготовки першого пленарного засідання Верховної ради восьмого скликання Володимир Гройсман. Фото Миколи Білокопитова

Также в тексте соглашения нет полного понимания того, как привлекать к ответственности судей. Этот механизм должен быть конкретным и понятным. Размытость будет лишь порождать коррупцию среди служителей Фемиды.

Налоговая реформа. Согласно тексту коалиционного соглашения, столь спорный налоговый компромисс может быть применен в ближайшее время, а проведение налоговой амнистии капиталов после реформирования налоговой системы путем однократного добровольного декларирования - с 1 января 2016 года.

О возвращении выведенных капиталов в тексте ни слова. Столь обсуждаемый раздел вновь поднимает вопрос: пойдет ли на это бизнес? Какие у него гарантии? Получит ли он после декларирования возможность работать открыто с приемлемой налоговой нагрузкой?

Ведь сокращение количества налогов с 22 до девяти является скорее декларативным. Чистая экономия видна только в администрировании.

Другие предлагаемые изменения - упрощение процедур в сфере строительства, или реформирование системы сельского хозяйства - обсуждать рано. В большинстве случаев сроки реализации этих мер в соглашении не указаны.

Итого, в документе, направленном на чистоту, прозрачность, легкость ведения бизнеса и борьбу с коррупцией, содержится много декларативной информации.

Создание многочисленных органов требует не только больших расходов из бюджета, но и расходов по осуществлению контроля над ними.

Не проще ли создать контроллеров, переформатировав некоторые "ненужные" существующие органы и добавив функцию общественного контроля? А бизнесу дать понятную налоговую и конкурентную среду, чтобы он мог развиваться.

Сделав несколько правильных шагов, мы можем получить уникальную "буферную зону" с наилучшими в Европе условиями для doing business.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию