БЛОГ

Бенефициары: раскрыть или спрятать

Бенефициары: раскрыть или спрятать

05.12.2014
Источник:  Forbes.ua
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Защита активов

Подписанное парламентариями коалиционное соглашение сулит украинцам реформы, борьбу с коррупцией и долгожданный переход от административного контроля к поддержке бизнеса. Один из его пунктов – создание единой базы открытой информации из реестров прав на недвижимость с участием чиновников и «связанных лиц», а также независимого госоргана по надзору в сфере обеспечения права на доступ к этим публичным данным.

Однако пока новое правительство и парламент строят планы, с 25 ноября 2014 года к отечественным компаниям уже применяют норму о раскрытии информации о своих конечных бенефициарах. Это должно происходить на основании норм закона №1701-18 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгод юридических лиц и публичных деятелей». Данный документ меняет правила регистрации бизнеса, доступа к реестру прав на недвижимое имущество и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Откроют всех

В соответствии с упомянутым законом, отныне украинские компании обязаны раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах. Это значит, что информация доступна обо всех физических лицах, которые имеют возможность непосредственно или опосредованно осуществлять решающее влияние на управление бизнесом. Фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, паспортные данные, место жительства и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – все это теперь часть Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц.

Причем информация о бенефициарах должна регулярно обновляться. В случае нарушения этой процедуры может быть наложен административный штраф в размере от 5100 до 8500 гривен. Уже зарегистрированные компании должны подать государственному регистратору данные о своих бенефициарах и бенефициарах своих участников и акционеров. Для этого у бизнеса есть шесть месяцев. Санкции будут применяться не раньше 25 мая 2015 года.

Кроме того, в соответствии с законом №1701-18, данные в Реестре прав на недвижимое имущество являются открытыми и общедоступными. Информация может быть получена физическими и юридическими лицами, равно как и государственными служащими, судьями, адвокатами и нотариусами. Однако возможным стал и обратный процесс. Теперь, к примеру, и владелец недвижимости имеет право получить информацию о лицах, запросивших сведения о нем и его имуществе.

Изменения также затронули законодательство в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Так, среди прочего, дано новое определение «публичных деятелей» и связанных с ними лиц. В частности, ими являются президент Украины, премьер-министр, члены правительства, судьи, глава Нацбанка и его замы, и т.д. Закон обязывает последних подробнее информировать о своих доходах. Наказание за сокрытие информации – штрафы от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. Разумеется, для госслужащих такого уровня это не болезненно, но несет в себе массу репутационных рисков.

А что у них?

В других странах вопрос раскрытия бенефициаров зачастую также определен не до конца. Однако в общих чертах все проекты, направленные на прозрачность и публичность информации о собственниках бизнеса, достаточно схожи.

Так, к примеру, в апреле 2014 года Великобритания захотела стать первой из стран ЕС, которая сделает реестры бенефициаров общедоступными. Информацию о лицах должны вносить в центральный реестр, который будет находиться под общественным контролем. Памятуя о том, что Великобритания имеет большое влияние на многие офшорные юрисдикции, можно предположить, что местные власти офшоров будут перенимать подходы в регулировании бизнес-среды.

И действительно, Великобритания решила обязать свои подконтрольные территории поступить таким же образом. Хотя на данный момент этот вопрос все еще находится на этапе обсуждений и законопроектов. При этом существует вероятность того, что если на парламентских выборах 2015-го премьер-министром повторно будет выбран Кэмерон, то, скорее всего, проект открытого реестра бенефициаров будет реализован.

В континентальной Европе до последнего времени с раскрытием бенефициаров тоже не спешили. Так, только после заявлений стран G20 о необходимости повышения прозрачности в бизнесе европейский парламент решил внести изменения в предварительный проект «антиотмывочного закона» (Fourth Anti-Money Laundering Directive). Изначально этот документ не предусматривал введения публичных реестров бенефициарных собственников компаний. Но теперь такой пункт добавлен.

Согласно проекту, бенефициар – это лицо, которое является конечным владельцем структуры или в пользу которого такая структура осуществляет свою деятельность.

И даже в США прозрачность пока что одобряется не всеми. В некоторых штатах местные законы все еще позволяют сохранять анонимность собственникам бизнеса. И хотя с августа 2013-го на рассмотрение в сенат был внесен новый законопроект о прозрачности бенефициарных собственников компаний (Incorporation Transparency and Law Enforcement Assistance Act), он все еще находится в процессе рассмотрения.

В случае его принятия власти каждого штата должны будут создать систему реестра лиц, учреждающих корпоративные структуры. На практике это будет выражаться внесением в местный реестр имени бенефициарного владельца компании при ее регистрации. Нюанс в том, что делать такие реестры публично доступными пока не планируется.

Последний шанс

Невзирая на вполне здравое желание украинских властей разобраться в «подноготной» бизнеса, остаются большие сомнения, что закон №1701-18 сможет заработать в том виде, что был принят.

Механизмы создания реестра бенефициаров пока неясны. Не совсем понятно, заложены ли в бюджет расходы на его создание, а также оправдано ли содержание нескольких органов, которые будут контролировать все эти процессы.

Также следует отметить, что в связи с ужесточением правил работы для бизнеса собственников компаний вполне возможно появление так называемого дополнительного «коррупционного окна». За непредставление информации, конечно, существует ответственность, но как будут проверять, информация достоверная или нет, остается тайной.

Возможно, проще и лучше переформатировать работу уже существующих органов надзора (Государственной фискальной службы, Национального банка, Госфинмониторинга), и добавить дополнительные возможности по контролю со стороны общественности. Это, с одной стороны, усилит слежение за работой и прозрачностью украинского бизнеса, а с другой – отечественные компании, наконец, получат внятную налоговую и конкурентную среду, равные условия для развития. А также – шанс для создания зоны с наилучшими в Европе условиями для Doing business.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию