БЛОГ

Залечь на дно, или Почему экономика в 2016 году не выберется из кризиса

Залечь на дно, или Почему экономика в 2016 году не выберется из кризиса

22.01.2016
Источник:  Экономическая правда
Автор: Наталья Ульянова - Управляющий партнер Категория: Налоги и государство

Бюджетный процесс в Украине искажен уже долгие годы.

Принятие госбюджета исключительно номинальное, а в главный финансовый документ закладываются не слишком реалистичные индикаторы, в том числе в угоду МВФ, которые затем неоднократно пересматриваются и корректируются. Попытки прекратить такую абсурдную практику натыкаются на ярое противодействие министерств и ведомств, которые заинтересованы в том, чтобы выторговать себе лакомый кусок финансирования.

Например, при подготовке бюджета на 2016 год впервые была предусмотрена норма, которая устанавливала прямой запрет на изменения в соответствующий законопроект в течение года. Тем не менее, когда проект бюджета добрался до сессионного зала парламента, эта норма успешно из него исчезла. Да и в целом государственная смета-2016 пестрит множеством спорных статей.

Например, не совсем понятно, на каком основании столь сильно завышены планы по сборам, сумма которых в 2016 года должна составить 595 млрд грн, что на 15% больше по сравнению с 2015 годом. Ведь главным аргументом министра финансов Натальи Яресько в пользу роста доходной части бюджета было принятие налоговой реформы. А поскольку она отложена минимум на год, объем поступлений явно завышен.

Впрочем, и с отсрочкой налоговой реформы Кабмин слукавил. "Косметические правки" в НК, которые после долгих баталий стали неким компромиссом между ведомством Яресько и парламентским комитетом налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, оказались более значимыми, чем ожидалось. Унификация ставки НДФЛ на уровне 18% и снижение базовой ставки ЕСВ до 22%, многократное увеличение ставок акцизов, сужение льгот по НДС для аграриев, ограничение годового оборота для предпринимателей на едином налоге - лишь малая толика новшеств, с которыми плательщикам придется жить в 2016 году.

Проблема в том, что эти изменения не принесут бюджету ожидаемого эффекта, поскольку не изменилась идеология налогообложения и администрирования. Например, как можно рассчитывать на 47 млрд грн поступлений от налога на прибыль, если почти 60% предприятий, работающих в Украине, убыточны. Это же касается и планов привлечь 171 млрд грн от НДС, новая система администрирования которого подвергается регулярной критике со стороны бизнеса и работает из рук вон плохо, а объемы торговли - и внутренней, и внешней, в том числе из-за потери рынка России - продолжают сокращаться. Вряд ли оправдаются и надежды на детенизацию зарплат. Это ударит по Пенсионному фонду, на дотирование которого в 2016 году и так запланировано почти 145 млрд грн.

Снижение ставки ЕСВ, безусловно, важный шаг. Однако нужно учитывать, что общая нагрузка на зарплату по-прежнему высока и достигает 38%. Это несоизмеримо выше, чем в Австралии, Канаде, Швейцарии, Южной Корее, Грузии. Реальных стимулов у работодателей "светить" свои доходы пока нет. Значит, поступления от НДФЛ и ЕСВ будут ниже, чем предусмотрено в бюджете. Есть риски недобора платежей по акцизам и пошлинам, хотя возросшие на 50-300% ставки, например, на алкогольную продукцию и табак, дадут временный рост поступлений. Однако удорожание импорта и низкая платежеспособность населения способны легко нивелировать эффект от увеличения акцизов.

Все это грозит тем, что фискальные органы будут действовать по старинке, обеспечивая сборы привычными методами: регуляторным давлением, проверками и судами. Хотя до конца 2016 года действует мораторий на проверки бизнеса, он не распространяется на плановые визиты ревизоров. К тому же, у проверяющих есть полное право контролировать налогоплательщиков за предыдущие периоды, к примеру, за 2013-2014 годы. Так что ГФС получает карт-бланш на выжимание денег. Налоговики этим правом будут всячески пользоваться, поскольку налогов собрать за 2016 год нужно без малого 495 млрд грн, а это на 21% больше, чем в 2015 году.

Вопрос лишь в том, как это отразится на депрессивной украинской экономике. По крайней мере, очень сомнительно, что оптимистичным ожиданиям украинского правительства и многих экспертов на 2016 год суждено сбыться. Дело даже не в том, что прогноз роста ВВП на 2% в 2016 году, мягко говоря, приукрашен. В Мировом банке уже пересмотрели свои ожидания и озвучили новую цифру: экономика Украины в 2016 году вырастет не более чем на 1%. Усиление фискального давления приведет к куда более худшим последствиям, нежели отсутствие желаемого роста ВВП или недобор доходов бюджета. Результатом станет дальнейшее падение объемов инвестиций, ухудшение торговых отношений с партнерами и бегство бизнеса из Украины. Причем если в прошлые годы отток бизнес-активов наблюдался в основном среди крупных финансово-промышленных групп, то теперь мы рискуем потерять средний и малый бизнес, что нанесет экономике значительно больший урон.

заказать бесплатную консультацию

Заказать консультацию